Какой тип жилища называется юрта. Казахская юрта - история казахстана. Как в юрте устроен пол

Титаров Матвей

Введение……………………………………………………………………….............3

Бурятское традиционное жилище………………………………………….....……4

Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов……...6

Сравнительный анализ результатов……………………………………………....7

Заключение………………………………………………………………………........8

Список литературы……………………………………………………………..........9

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1

Юрта – национальное жилище бурят

Руководитель: Матафонова Н.Н., МБОУ СОШ №1

Северобайкальск 2012

Введение……………………………………………………………………….....3

Бурятское традиционное жилище………………………………………………4

Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов……...6

Сравнительный анализ результатов…………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….8

Список литературы……………………………………………………………....9

Введение

Актуальность работы мы видим в том, что многие не знают, как выглядит национальное жилище бурят, его особенности.

Цель - изучить бурятское жилище, его особенности, познакомить с этими знаниями других ребят.

Задачи:

1. Провести анализ научно-популярной литературы по проблеме исследования.

2. Выявить у ребят начальной школы их знания о бурятском жилище.

3. Разработать анкету «Национальное жилище бурят».

4. Познакомить учащихся начальной школы с бурятским жилищем.

5. Провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.

Гипотеза:

1.Написать реферат «

2. Создать макет юрты.

Методы:

Сбор и анализ информации.

Опрос (анкетирование).

Сравнительный анализ результатов.

Поиск информации. Мы находили информацию в книгах, статьях интернета, через беседу с руководителем.

Продукт – реферат, макет юрты.

Презентация – проведение классного часа « Юрта – национальное жилище бурят».

Бурятское традиционное жилище

Ю́рта- переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников . Она идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней жили круглый год, достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью.

Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна.

Юрты бывают двух видов: войлочные и деревянные. Деревянные юрты более распространены у забайкальских бурят.

Для того, чтобы собрать войлочную юрту сначала необходимо из плоских реек, связанных конским волосом, деревянную решетку. Решетчатую основу юрты покрывали кусками войлока. Затем покрытая войлоком юрта затягивалась по периметру поясами, свитыми из конского волоса. Для придания устойчивости юрты внутри устанавливали два опорных столба.

Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны. Западная часть называется мужской частью. Там хранятся охотничьи принадлежности и конское снаряжение. Восточная часть юрты считается женской половиной. Это место кухонной утвари, инструментов для выделки кожи, швейных принадлежностей и всего того, что необходимо женщине для ведения хозяйства. В центре юрты находится очаг. Буряты почитают огонь. Часть юрты за очагом, расположенная напротив двери, называется хоймор. Это почетная часть юрты. Там хранятся ценные вещи, находится алтарь.

Хоймор также является местом для гостей. Он считается высокой частью жилища, а часть юрты у двери – низкой, поэтому не принято задерживать гостей у двери, их сразу приглашают «наверх», в хоймор.

Таким образом, круглая юрта, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни: небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней можно жить круглый год, устойчива. Именно поэтому кочевая юрта легла в основу проекта первого поселения на луне – «Луна – 2012 года». Мы можем сделать вывод, что юрта будет востребована в будущем для реальных земных и космических дел.

Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов

Для того, чтобы провести диагностику знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов мы разработали анкету:

«Национальное жилище бурят»

Каких видов оно бывает?

Что такое «хоймор»?

Обработав данные анкеты, мы сделали вывод, что ребята плохо знают традиционное бурятское жилище – юрту, что необходимо провести классный час « « Юрта – национальное жилище бурят».

Сравнительный анализ результатов

После проведения классного часа мы провели повторное анкетирование «Национальное жилище бурят», сравнительный анализ результатов. Результаты представлены на рисунке

Вопросы:

Как называется национальное жилище бурят?

Каких видов оно бывает?

Для кого образа жизни подходит данное жилище?

На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище?

Что находится в центре бурятского жилища?

Что такое «хоймор»?

Из проделанного анализа можно сделать вывод: учащиеся начальных классов будут лучше знать национальное жилище бурят, если:

1.Написать реферат « Юрта – национальное жилище бурят».

2. Создать макет юрты.

3. Создать презентацию о юрте.

Заключение

Изучая научно-популярную литературу, я смог узнать о бурятской юрте много интересного: каких видов бывает юрта, как она строится, на какие части делится. Сделал вывод, что юрта будет востребована в будущем для реальных земных и космических дел. Своей работой я хотел привлечь внимание других ребят к бурятскому жилищу.

На этом мое изучение бурятской культуры не закончено. Следующим этапом своей работы вижу более подробное изучение истории бурятских костюмов, предметов, орнаментов. https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель - изучить бурятское жилище, его особенности, познакомить с этими знаниями других ребят. Задачи: 1. Провести анализ научно-популярной литературы по проблеме исследования. 2. Выявить у ребят начальной школы их знания о бурятском жилище. 3. Разработать анкету «Национальное жилище бурят». 4. Познакомить учащихся начальной школы с бурятским жилищем. 5.Провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.

Гипотеза: учащиеся начальных классов будут лучше знать национальное жилище бурят, если: 1.Написать реферат «Юрта – национальное жилище бурят». 2. Создать макет юрты. 3. Создать презентацию о юрте. Методы: Сбор и анализ информации. Опрос (анкетирование). Сравнительный анализ результатов.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ВОЙЛОЧНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ

БУРЯТСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ

небольшой вес; быстро собирается и разбирается; в ней можно жить круглый год; устойчива

Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов Анкета «Национальное жилище бурят» Как называется национальное жилище бурят? Каких видов оно бывает? Для кого образа жизни подходит данное жилище? На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище? Что находится в центре бурятского жилища? Что такое « хоймор »?

Сравнительный анализ результатов Вопросы: Как называется национальное жилище бурят? Каких видов оно бывает? Для кого образа жизни подходит данное жилище? На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище? Что находится в центре бурятского жилища? Что такое « хоймор »?

Юрта кочевников.

Немного истории.

Юрта - основное жилище кочевников Центральной и Средней Азии, а также Южных районов Сибири. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок - плотный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают всем известные валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась.

Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще три тысячи лет назад. На территории нынешнего Казахстана ученые обнаружили постройки идентичные тем, какими тысячелетия пользовались кочевые племена Азии.
Это были круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту дымник. В центре юрты располагается котёл для приготовления пищи - казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные или дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто. И закрывалось оно фетром (фетр - лучший сорт войлока, который предотвращает попадание ветра и влаги). Именно складные решетчатые стены, раздвигающиеся, как меха гармони, найденные на территории Казахстана стали принципиальным отличием юрты от ее предшественниц, напоминающих обыкновенный шалаш.

Преимущества

Круглая форма и мобильность юрты отразили в себе как защиту от погоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта, чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой - от холода. Такая уникальная способность весьма существенна. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом +40 С, а зимой -30 С. Кочевники - степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы.

Конструкция юрты, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. В юрте возможно организовать круговую вентиляцию, для чего нужно немного приподнять войлочную кошму у основания, в результате чего воздух будет прекрасно циркулировать. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы - ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
В качестве подтверждения универсальности и комфортабельности юрты уместно процитировать строки Великого китайского поэта Бо Цзюй-и, заставшего времена, когда в юрте жила практически вся Средняя и Центральная Азия. Вот как он описывает жилище кочевников:

Шерсть собрали с тысячи овец,
Выковали сотни две колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним на юг она пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь,
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея - стена,
Не страшна и снега пелена…

Размеры юрты оптимально соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает максимально комфортную хозяйственно-бытовую деятельность в степных условиях.

Легкая сборно-разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с меблировкой составляет порядка 300-400 кг, это грузоподъемность всего лишь одного верблюда. Диаметр обычной жилой юрты — 4,5—8 м, высота в центре 3,5—5 м. Монтаж или демонтаж занимает не более одного часа. Конструкция юрты состоит из девяти основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые и определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка состоит из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать размер юрты. Остов крыши, образующий свод, состоит из выстроганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг - центр кровли, а в нижней части опираются на решетку стен.

Юрты бывают разные

В степи существовали юрты от небольших жилых до огромных кочевых храмов и юрт-дворцов. В зависимости от географических условий, главным образом от количества осадков, изменялся и внешний вид юрты. Жилище могло иметь сферическую (монгольский тип) или коническую форму (тюркский тип), у первого крыша имеет форму низкого конуса, у второго купола. У казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков и башкир бытовали оба типа, у туркмен - тюркский тип. Внутренняя сторона стен украшается соломенной циновкой. Зимой казахи вешают 2-3 ряда соломенных циновок на стены, а место между ними заполняется соломой. Пол застилается коврами и овчиной.

Размер юрты формировался от ее функционального назначения. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3—4 составных решеток-стен, была вместимостью 8-10 человек, то большие сборно-разборные юрты-дворцы предводителей уже состояли из 10-25 решеток-стен и вмещали 50-100 человек. Большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек.

Существовали специальные ритуальные юрты - свадебные и траурные. Свадебные юрты были особенно красивы, сказывалось обилие орнамента и ярких красок. А вот в траурных юртах цветовым символом смерти был не обязательно черный, как у европейцев, и не только белый, как у дальневосточных народов. Над траурной юртой поднимали красное полотнище, если умирал молодой человек, черное - если это был человек средних лет, белое - если пожилой.

Страны СНГ

Казахские национальные элементы быта сегодня приобретают все больше модный оттенок, что несомненно радует. Одним из таких атрибутов является юрта, гордо ознаменованная как шедевр кочевой цивилизации. Дом, в котором нет углов, всегда был примером экзотики для туристов. Так, например, студент из Канады, Майкл Джеффри решил поселиться на время учебного года в собственноручно построенной юрте. Англичане тем временем взяли в моду праздновать свадьбы в дизайнерских юртах. А недавно благодаря разным источникам СМИ стало известно, что всеми любимый киноактер Леонардо Ди Каприо приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии.

Одновременно с нашими западными друзьями переносное жилище вызывает огромный интерес и у казахстанцев, не говоря уже о тех гражданах, которые отдали предпочтение просторному и духовному образу жизни. Что там, за войлочными стенами и как сохранилось до нас уникальнейшее изобретение предков?.

Как появилась юрта?

О точном времени и месте возникновения юрты до сих пор неизвестно. Историки склоняются к двум версиям, первая из которых указывает на эпоху поздней бронзы. Жители того времени - андроновцы - жили в небольших сооружениях, по конструкции и внешнему виду напоминающие юрты. Другие источники, говорят о том, что возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Также ученые отмечают, что современная казахская юрта является прототипом полусферического гуннского шалаша, т.е. может относиться к середине I тыс. н.э. Пройдя целые тысячелетия эволюции, постепенно совершенствуясь, эта конструкция сегодня отражает сложную идеологию тюркских племен.

Что означает слово «юрта»?


В энциклопедии Брокгауза и Ефрона толкование слова «юрта» трактуют от монгольского «урто», что значит стойбище. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ». А казахи, как известно, юрту называют «киіз үй», ни что иное, как «войлочный дом».

Почему юрта круглая?


В одном простом вопросе - вся суть юрты, в частности, и внутренняя природа души тюркского странника, в целом. Если отвечать на этот вопрос с точки зрения физики и архитектуры, то сооружение круглой формы более устойчив к ветру и другим неблагоприятным погодным условиям. Наши предки, которые скитались по степи по ветру, об этом знали, поэтому юрта - это отличный пример простого архитектурного решения. В духовном смысле округлая форма юрты олецитворяет важные божественные элементы, которым поклонялись древние тюрки. Это Небо, Солнце, Земля.

К каким народам этнически близка юрта?


Другими словами, кто жил и живет в юртах? Кроме наших соотечественников, юрты есть у киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, алтайцев, калмыков, монголов. Последние (некотрая часть населения) по сей день ведут полукочевой образ жизни и живут исключительно в юртах.

Как выглядит казахская юрта?


Конструкция казахской юрты состоит из многочисленных элементов. Самые главные из них, то из чего начинают возвышать юрту, это - деревянный каркас и кошомный покров. Стенами юрты служат шесть деревянных решеток - «кереге». Отдельные части стен называют «қанаттар» - крылья юрты. После установки решетчатого раздвижного остова при помощи приспособления «бақан» поднимают купол юрты - «шанырақ».

В его боковые отверстия вставляют «уық» - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге. Такая коснтрукция юрты позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Заключительным и, как правило, самым захватывающим моментом в возведении юрты, наступает церемония украшения войлочным покровом и другими текстильными изделиями.

Кстати, из древне считается, что украшение юрты - не мужское занятие, поэтому этим занимались женщины. Они накрывали поверх белого одеяния войлочную полосу по всему диаметру и опоясывали узорной тесьмой. Таким образом, с лекгой рукой опытных кочевников юрта собиралась и разбиралась в миг, странствуя вместе со своим хозяином.

Интерьер юрты


Во-первых, важно отметить, что казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг. По углу падения лучей солнца, попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели, и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок. Самым почетным местом в юрте считается северная сторона - «төр». Получается, что дверь юрты всегда смотрит на восток, по левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтүстік, по правую - южная - онтүстік. Даже компаса не нужно!

Примечательно также то, что раньше в юртах для мужчин и женщин были отведены свои места. К прмеру, на левой стороне сидели женщины, а мужщины - на правой. Это объясняется тем, что на женской стороне распологалась легкая, не заграможденная мебель, такая, как сундук (каз.- «сандык»), небольшой шкаф - «асадал кебеже», и предметы первой необходимости, ткацкие приспособления, войлочные сумки и т.д. На мужской же стороне, напротив, хранились оружия, орудия труда, конская упряжь.
В центре, прямо под шаныраком, устанавливался очаг - «ошақ» - святейший элемент в юрте. Вообще, у казахов, что ни камень - все святое, все имеет свой смысл.

Правда ли то, что у казахов были юрты и для вторых жен?


Не просто были, более того, возводились прямо по-соседству. Правда, величиной юрта младшей жены не уступала юрте первой жены. Помните, как писал об этом Мухтар Ауезов в своей трилогии «Путь Абая», так и у наших предков - многое из жизни взято. В целом, правильным будет сказать, что у казахов было несколько юрт, каждая из которых предназначалась какой-либо дате или случаю. Например, для свадеб одна юрта, она называлась «ак отау». Представьте себе, насколько богато и красиво украшалась такая юрта в честь союзу молодых. Были также походные, гостинные (временные) юрты.

О каких приметах важно помнить, находясь в юрте?


Поскольку юрта для своих прошлых обитателей являлась не просто жильем. Для наших предков юрта - это их колыбель, все их воспоминание и неотделимая часть их жизни. Поэтому, чему, как не родному дому посвящать пословицы и народные приметы. Помните, что заходя в юрту, нельзя наступать на ее порог или входить туда с какой-либо ношей. Не принято также плохо отзываться о юрте. Ваше присутствие в доме без углов может оказаться для вас и удачным. К примеру, если на дверной косяк юрты повесить лучевую кость скота, то такой прием послужит оберегом от сглаза и болезней. Также раньше, если на крыше (шанырак) юрты ласточка свила гнездо, то люди, не передвигаясь дальше, оставались жить на одном месте, пока из гнезда не вылетит птенчик.

Где можно посетить юрты в канун Наурыза?

В честь весеннего праздника всех тюркских народов - Наурыз, на главных площадях во всех городах страны каждый год устанавливаются юрты. Жители и гости городов в этот день угощаются национальными блюдами и напитками, играют в национальные игры. Особое внимание людей привлекают деревянные качели - «алтыбакан», которые устанавливают рядом с юртой.

В заключение, с юртой была связана вся жизнь казаха. Это достояние несомненно заслуживает того, чтобы о нем говорили и сохранили для будущего поколения.

сайт - Юрта — колыбель жизни кочевников. Это идеальное решение для тех, кто не любит углы. А если серьезно, то этот вид жилища имеет глубокие корни.

От Анатолии до Монголии

Юрты встречаются от Анатолии до Монголии, и невозможно сказать, кто из древних кочевых племен разработал ее традиционный вид. Тем не менее, ясно, что это очень древнее сооружение.

Классическое жилище кочевников

Юрта - классическое жилище кочевников Азии. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также — пастбище, родовая земля. В кыргызском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество» синоним слова «Родина», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому». В тувинском языке юрту произносят «өг», которое при добавлении «-бүле» составит слово «семья».


Мужская и женская половинки

Юрта представляет собой мобильный переносной дом, который легко собирается и разбирается, летом в нем прохладно, зимой — тепло. В среднем на сборку юрты одна семья может потратить час времени. Изнутри юрта делится на две половины — мужскую (поближе к дверям, к земле) и женскую. Такой обычай установился с давних времен. Посередине юрты находится очаг, костер. Сегодня внутри можно установить буржуйку. Орнамент войлочной занавески у входа символизировал счастье и долголетие. При смене местоположения конструкцию навьючивали на верблюдов, лошадей. Юрта представляет собой вершину кочевой архитектуры и народно-прикладного искусства.


«Дневник поездки на Иссык-Куль»

Отличные качества юрты отмечали дореволюционные ученые, путешественники, побывавшие в еще Советской Киргизии. Сведения о культуре и быте народа - в частности, о жилище-юрте, где отмечаются ее достоинства - отражены в путевых очерках Ч.Ч. Валиханова «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах» и др. О юрте кыргызов писал и П.П. Семенов-Тян-Шанский в своем труде «Путешествие в Тян-Шань». Н.М. Пржевальский в 1846 году во время путешествия в Каракол жил в кыргызской юрте и высоко оценил ее. Другой выдающийся исследователь Средней Азии - А.П. Федченко интересовался, как делаются отдельные элементы юрты.

«Юрта - это уже большой шаг в развитии цивилизации человека, в юрте и теплее, и просторнее, в ней даже можно развести огонь, что в палатке немыслимо... юрта удобнее палатки», - писал Л.Ф. Костенко, живший во время экспедиции 1876 года на Памир-Алай в юрте.


Историки о самобытности юрты

Одно из первых описаний кыргызской юрты в советское время принадлежит известному этнографу С.М. Абрамзону. Занимаясь изучением материальной культуры кыргызов, Е.И. Махова выделила два типа юрты и определила районы их бытования. Об особенностях переносного жилища южных кыргызов писала К.И. Антипина. Кыргызская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость, почти тождественность существует с юртой казахов, что не может не свидетельствовать о тесных этнических связях этих народов.


Юрты известны со времен гуннов

Считается, что юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Поэтому историки полагают эту версию недостоверной. Возможно, юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н.э. Предположительно, юрты известны со времен гуннов.


Тюрки VS Монголы

Устройство юрты у тюрков и монголов имеют различия. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и кыргызских юртах вместо деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог.


Наскальные изображения

Казахские юрты ниже кыргызских из-за сильных ветров в степи. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения.


Легко регулировать освещенность и вентиляцию

Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через тундюк — отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Оно же служит днем для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны сквозь решетчатые стенки (кереге), позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени.


Виды юрт

Юрты кыргызов бывают двух разновидностей. Основное различие сводится к форме купола. На севере страны, за исключением Таласской долины, форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Кыргызстана, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей. Отличались юрты также и убранством - внешним и внутренним; здесь отчетливо выделяются северный и южный региональные комплексы. В убранстве их отражен художественный вкус народа, его этнические связи, сохранены строгие каноны, утвержденные вековыми обычаями и традициями.


Интерьер юрты

Внутренний покров в юртах богатых кыргызов шился из бархата, шелка, вельвета и т.д., иногда из простой бязи. К внутреннему декору юрты относятся веревки (джел боо), прикрепленные с двух сторон к ободу. Их сучили из шерсти с добавлением конского волоса. Киргизы, как и казахи, подобно древним кочевникам Южной Сибири, широко использовали волос, преимущественно конский, для плетения веревок и арканов.


Внешний декор

К внешнему декору кыргызских юрт относится войлочная полоса с аппликацией тетеге шириной 20-25 см, которую пришивали к нижнему краю узука. Выше тетеге по четырем сторонам купольного войлока нашивали фигурно вырезанный красный (иногда черный) войлок - называемый «вороньи когти» (куш тырмак), «медвежья лапа» (аюу таман) и т.п. Все это придавало юрте своеобразную красоту. В отдаленном прошлом, возможно, считалось, что они оберегают юрту. Снаружи юрту опоясывали войлочной веревкой, на Тянь-Шане - орнаментированным войлоком шириной 10-20 см, а на юге Кыргызстана - узорной тесьмой.

Юрту устанавливали женщины

Опытный мастер может установить юрту за месяц, которая прослужит не одно десятилетие. Большое значение имела правильная установка юрты: устойчивость решеток, правильное крепление жердей купола. Кстати, установка юрты входила в обязанность женщин, мужчины лишь помогали поднять тяжелый обод. До начала работы они готовили место.

Нельзя наступать на порог юрты

До сих пор сохранились различные обычаи посещения юрт: к примеру, нельзя наступать на порог юрты или входить туда с какой-либо ношей. При установке юрты вход ориентировали по-разному в зависимости от рельефа местности и направления ветра. Преобладали в основном ориентации на восток, на центр аила.

Были еще юрты для второй и третьей жены

Зимой и летом богатые кыргызы наряду с нарядной юртой всегда ставили юрту небольшого размера (ашкана уй). В ней готовили пищу и хранили запасы продовольствия. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для второй и третьей жены, меньше по величине, а также юрты для женатых сыновей. От юрт простых кыргызов они отличались добротностью и красотой. Были еще временные юрты — гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок. Их быстро разбирали после отъезда гостей. Убранство для гостиной юрты приносили из основной. Разницы в конструкции этих юрт не было.

О юрте нельзя плохо отзываться

У кыргызов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и к её принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера, изготовители юрт, а также мастерицы пользовались среди кыргызов были в особом почете. Существовал обычай «уй тою» - новоселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивался праздник.

Священный огонь

Существовал целый ряд обычаев и в отношении огня. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать через него. Кроме переносного жилища, кыргызы знали и жилища стационарного, постоянного типа - «уй», «там уй». Такие жилища в массовом отношении стали появляться, начиная с XIX века, в период перехода к оседлости.

Узоры отражают цвета и формы

День в юрте начинается до рассвета. Женщины в это время уже готовят завтрак и укладывают еду в сумки для мужчин, которые будут отгонять скот на пастбища. После того, как мужчин проводят, женщины принимаются за домашние дела. Едва начавшихся ходить мальчиков обучали верховой езде. Девочки учились приготовлению пищи, вышиванию и изготовлению традиционных узоров, которые украшали шырдаки, ала-кийизы и туш-кийизы. Эти ковры помещались на стены или пол юрты и имели не только практическое назначение - сохранение тепла в жилище, но и выполняли эстетическую функцию. Узоры отражают цвета и формы, встречающиеся в природе - такие, например, как богатство оттенков и хрупкость цветочных лепестков, орлы с гордо изогнутыми крыльями, переливы голубого неба.

Как юрту используют в Новой Зеландии

Жители Новой Зеландии используют юрты как палаты: некоторые используют переносные дома для путешествий в качестве дополнительных жилищ в пиковые дни туристического сезона; другие используют их как домик для гостей, как художественные студии, мастерские, пространство для медитации, оздоровления или детские площадки для игр. «Есть какое-то волшебство в этих юртах», — считает Келли Блэк,
жительница юрты в Эрроутауне — самом холодном месте Новой Зеландии в зимнюю пору. — «Что-то есть в круглых зданиях, связь с внешним миром, птицами, моей лошадью».

Связь с прошлым

Юрта, хотя и сохранила своё утилитарное значение в быту, в целом превратилась в музейный экспонат. Хотя все еще используется людьми по всему региону и играет важную роль в образе жизни кыргызского чабана (пастуха). И, несмотря на то, что архитектурные стили и планировка городов приходят и уходят, юрта остается прочной и длительной связью с прошлым.

Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта. До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.

С юртой была связана вся жизнь казаха. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние».

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых, человеческое общество.

Строение казахской юрты. Как сделать юрту.


Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в строении казахской юрты. Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы. Самая богатая казахская юрта - десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты - шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток. Величина казахской юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок - кереге, а от них зависит количество ууков - вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты.

Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.

Размер казахской юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки - кереге. "Тор коз кереге" - ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, и "жел коз кереге" - ромбовидные отверстия в которые помещаются два кулака. Тор коз кереге делались из более массивных планок, поэтому и отверстия между ними были меньше. Такие кереге хорошо подходили для больших юрт. А жел коз кереге делались из более тонких, легких планок, поэтому и отверстия были более крупными. Жел коз кереге были менее прочными и использовались в изготовлении юрты казахами среднего достатка.

Шанырак - это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Детали соединяющие кереге и шанырак и образующие куполообразную крышу казахской юрты (согнутые длинные палки) назывались ууками. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением.

Мастера, изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В различных регионах Казахстана - это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и др. Согласно вековому опыту ива является лучшим деревом для изготовления остова казахской юрты. В народе она еще называется тальник. Уыки и кереге изготовленные из ветвей высушенной ивы - легкие и в то же время прочные. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов казахской юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.

По форме купол казахской юрты имел низкую полусферическую форму. Обод у юрты был большого диаметра, а жерди имели больший выгиб в нижней части.

Отдельные части деревянного каркаса казахской юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную казахскую юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг.

Дверь казахской юрты - "сыкырлауык" (в переводе означает "скрипучий"). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.

Войлочный покров казахской юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.

Вместо отдельных кошм для купола и стен казахской юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях. Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове казахской юрты.

Вся работа по сборке и разборке юрты у казахов возлагалась на женщин. Казахскую юрту обычно могут установить 2–3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30–35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты у казахов стягивали двумя или даже тремя баскурами.
Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.

Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями. В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.

Части казахской юрты

Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась на восток. По углу падения лучей солнца, попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок.

Посередине казахской юрты отводилось место для очага. Такое его расположение создавало наилучшую тягу для огня и способствовало более равномерному согреванию помещения. В конце XIX – начале XХ вв. огонь разводили прямо на земле или делали для него в земле небольшое углубление. Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника. Весь пол казахской юрты, то есть земля, за исключением места для очага, застилалась домотканиной и кошмами. Против двери за очагом – самое лучшее место, там у стенки юрты устанавливали горку, то есть складывали основное имущество. Обычно вниз ставили особую деревянную подставку, на ней располагали сундуки, кошомные футляры или тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали свернутые одеяла, подушки и т. д. Иногда это горку покрывали орнаментированным войлочным ковром или матерчатым покрывалом с вышивкой.

Место перед горкой называли «тор» – самое почетное место в юрте: здесь обычно сидели глава семьи и наиболее почетные гости. Поверх обычной кошмы его застилали специальными подстилками для сидения, стеганными на шерсти, меховыми (корпе, бостек), орнаментированной кошмой или ковром.

Пространство казахской юрты возле входа (босага) предназначалось для хозяйственных целей, направо от входа была женская половина, тут размещали различные пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса на деревянной подставке, шкафчик для самых ценных продуктов (чай, сахар, сладости). Нередко этот угол отделялся ширмой. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, сбрую, оружие и др. Зимой, в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное.

По обе стороны от дверной рамы размещали постели хозяев юрты – справа старших, а слева младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространенным элементом убранства юрты стали деревянные кровати производства казахских ремесленников. Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок.

Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. Кереге были обставлены узорными циновками, на такой же циновке была подшита кошомная дверь.

При перекочевках казахскую юрту разбирали на составные части и перевозили вьюком.

Казахская юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады, а прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли и сора. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей. Аулы ставили в местах с естественными укрытиями от ветров и буранов. В морозные дни в юрте постоянно горел костер, но, несмотря на это, ее обитатели не снимали одежды, а в морозы одевали и меховые шубы.

Читайте также: