Аварии и неполадки в работе котельной установки и мероприятия по их устранению. Анализ причин повреждений паровых водотрубных котлов Аварии водогрейных котлов

Безопасной эксплуатации паровых котлов уделяется большое внимание.

В результате замены морально устаревших конструк­ций (вертикально-цилиндрических, жаротурбинных и др.) аварийность паровых котлов за последнее время резко со­кратилась. Однако полностью аварии пока не изжиты, осо­бенно из-за упуска воды. В отдельных случаях упуск воды приводил к взрывам паровых котлов с разрушением котель­ного помещения и человеческими жертвами.

За последние годы в связи с оснащением паровых кот­лов номинальной паропроизводительностью 0,7 т/ч и бо­лее автоматически действующими звуковыми сигнализато­рами верхнего и нижнего предельных положений уровней воды аварии по упуску воды на таких котлах резко сокра­тились. Упуски воды были лишь на котлах, у которых сиг­нализаторы отсутствовали или вследствие плохого ухода за ними были неисправны и в момент аварии бездействовали.

В некоторых случаях последствия аварии усугублялись неправильными действиями обслуживающего персонала, производившего подпитку котла после обнаружения упус­ка воды в нарушение требований «Типовой инструкции для персонала котельных», утвержденной Госгортехнадзором СССР 12 июля 1979 г.

Анализ аварий паровых котлов, на которых не установ­лены автоматические регуляторы питания, показывает, что аварии из-за упуска воды происходят в основном в резуль­тате ослабления внимания персонала, преимущественно в вечернее и ночное время. Так, в период с 0 до 8 ч утра число аварий доходит до 50 %, с 8 до 16 ч - до 20 % и с 16 до 24 ч-до 30 %.

В результате нарушений производственной дисциплины персонала происходит около 80 % аварий из-за упуска воды.

Упуск воды в паровом котле может произойти не толь­ко по вине персонала, не подпитавшего своевременно ко­тел, но и из-за технических неисправностей водоуказатель - ных приборов, продувочной и питательной арматуры, пита­тельных устройств, недостаточной производительности и напора питательных устройств, разрыва экранной, кипятиль­ной или экономайзёрной трубы. Приведем несколько приме­ров.

На ТЭЦ из-за глубокого упуска воды произошла авария котла ТГМЕ-454 производительностью 500 т/ч (давление в барабане"16,2 МПа). При этом произошел разрыв четырех экранных труб, в двух трубах появились свищи, вся экранная система была деформирована с ампли­тудой до 250 мм (топка газоплотная).

Материальный ущерб от аварии составил около 200 тыс. руб. Рас­следованием установлено, что причиной аварии явились: работа котла с отключенной автоматикой безопасности (прекращение подачи топ­лива в котел при понижении уровня воды ниже допустимого), непра­вильные действия машиниста котла в аварийной обстановке.

На ТЭЦ из-за глубокого упуска воды, произошла авария парового котла ТП-35 производительностью 45 т/ч (давление в барабане 3,9МПа). При этом произошел разрыв двух экранных труб, 40 % экранных труб деформировано. Материальный ущерб от аварии составил 10 тыс. руб.

Причины аварии: работа котла с подачей газа к горелкам по баи- пасной линии, исключая автоматическое отключение топлива при упус - ке воды. Машинист котла вмешался в работу автоматики регулирова­ния воздействием на ключ управления регулирующего клапана пита­ния, закрыл вручную задвижку на узле питания котла водой, при аварийном низшем уровне воды в. котле начал ручную подпитку, чем нарушил требования должностной инструкции и инструкции по предупреждению и ликвидации аварий. Начальник смены ТЭЦ в связи с изменениями в режиме работы котла не обеспечил соблюдение под­чиненным ему персоналом требования производственных инструкций, не принял мер по аварийной остановке котла. Имело место неудовлетво­рительное состояние производственной дисциплины среди обслужива­ющего персонала и ИТР, выразившееся в невыполнении требований действующих правил безопасности и инструкций.

В третьем случае в котельной из-за глубокого упуска воды произо­шла авария парового котла ДКВР-2,5/13. В результате аварии по­вреждены, экранные и кипятильные трубы котла.

Причины аварии: машинист оставил работающий котел без над­зора; котел работал с неисправной автоматикой безопасности; обслу­живающий персонал нарушил производственные инструкции.

В котельной из-за глубокого упуска воды произошла авария паро­вого котла ДКВР-10/13. В результате аварии повреждены экранные и кипятильные трубы котла с нарушением вальцовочных соединений. Поврежденные трубы также полностью заменены.

Причины аварии: неправильные действия машиниста, производив­шего продувку котла без должного контроля за уровнем воды в верх­нем барабане котла; неисправное состояние автоматики безопасности и сигнализации по упуску воды из котла; принятие смены старшим ма­шинистом без проверки состояния и автоматики безопас­ности; допуск к обслуживанию паровых котлов персонала, не прошед­шего проверку знаний действующих правил безопасности и производст­венных инструкций.

Для предупреждения упуска воды в паровых котлах не­обходимо:

Не допускать к обслуживанию котлов лиц, не прошедших обучение в объеме соответствующей программы и не имею­щих удостоверения квалифицированной комиссии на пра­во обслуживания котла;

Не допускать эксплуатацию котлов с неисправной водо - указательной, продувочной и питательной арматурой, а также автоматикой безопасности, обеспечивающей веде­ние нормального режима котла с пульта контроля и управ­ления;

Проверять исправность всех питательных насосов крат­ковременным пуском их в работу (у котлов с рабочим дав­лением до 2,4 МПа в сроки, установленные производствен­ной инструкцией, производить проверку водоуказательных приборов продувкой у котлов с рабочим давлением до 2,4 МПа не реже 1 раза в смену, у котлов с рабочим дав­лением от 2,4 до 3,9 МПа - не реже одного раза в сутки, а свыше 3,9 МПа - в сроки, установленные инструкцией);

Запретить оставлять во время работы котел без постоян­ного наблюдения со стороны персонала и выполнение ма­шинистом каких-либо других обязанностей, не предусмот­ренных инструкцией.

УДК 614.8.084

Разрушения и производственный травматизм

при взрывах паровых котлов.

Причины взрывов паровых котлов и их предотвращение

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

г. Москва

Проведен сравнительный анализ водогрейных котлов использующихся в технологических процессах ряда предприятий сферы сервиса. В частности для автономного обеспечения комбинатов химической чистки и прачечных.

В процессе взрыва происходит физическое или химическое изменение вещества, сопровождающееся мгновенным выделением большого количества энергии.

При взрыве парового котла в нем резко снижается давление, и вода мгновенно испаряется. Объем, занимаемый этим паром, будет в 700 раз больше объема воды.

Во всех случаях аварий паровых котлов последствия:

§ обрушения конструкций зданий;

§ разрушения за пределами зданий;

Части котла разлетаются на расстояние до 300-400 м, принося разрушения за территорией предприятия.

При неправильной эксплуатации паровых котлов причинами взрывов являются: недостаточное количество воды, большой слой накипи на стенках, превышение расчетного давления.

При недостаточном количестве воды в котле (вода упущена) стенки перегреваются, так как тепло горячих газов, рассчитанное на нагревание и испарение воды, не отводится.

В результате механическая прочность металла стенок котла уменьшается, и образуются выпучены. При дальнейшем повышении давления в котле в местах выпучин появляются трещины, и котел взрывается.


Стремление восполнить упущенную воду в котле путем немедленной ее подачи только ускоряет взрыв котла, поскольку вода, попадая на перегретые стенки, мгновенно испаряется и в котле возникает давление, превышающее расчетное.

Отложение на внутренних стенках котла накипи от воды и в связи с несвоевременной его чисткой, также приводит к перегреву стенок котла и снижению его прочности.

Кроме того, взрывы возможны из-за дефектов в металле, сварочных и заклепочных швах; изменений структуры металла стенок во время эксплуатации (изменение температуры, химическое воздействие воды и пара); нарушения прочности металла при неправильной технологии изготовления котла.

Во избежание аварий паровых котлов их установку, освидетельствование и эксплуатацию необходимо осуществлять в соответствии с правилами Ростехнадзора «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», ПБ – 10 – 115 – 06. Эти правила распространяются на стационарные и передвижные паровые котлы, паронагреватели водяные экономайзеры с рабочим давлением выше 0,7 МПа, а также на водогрейные котлы с температурой подогрева воды выше 115°C.

Номинальную толщину стенки барабана принимают не менее 6 мм, за исключением котлов паропроизводительностью не более 0,7 т/ч при рабочем давлении не выше 5 МПа, для которых номинальная толщина стенки принимается не менее 4 мм.

Рис. 1. Схема установки контрольно-измерительных приборов на паровом котле:

ВУВ – высший уровень воды; НУВ – низший уровень воды; 1 – водоуказательные приборы прямого действия; 2 – термометр; 3 – термопара; 4 – манометр; 5 – предохранительный клапан.

Следует иметь в виду, что с увеличением температуры стенки котла номинальное допустимое напряжение снижают.

Для изготовления паровых котлов применяют углеродистую или легированную сталь (листы, трубы).

На паровом котле устанавливают приборы, сигнализирующие об уровне воды в котле, давлении пара и температуре воды и пара, устанавливают на паровом котле. Постоянный контроль уровня воды осуществляется не менее чем двумя водоуказательными приборами прямого действия (см. рис. 1).

Водоуказательный прибор имеет заградительное приспособление во избежание поражения от разрыва стекла.

На котлах устанавливают также устройство, автоматически подающее звуковую или световую сигнализацию о предельных уровнях воды.

Автоматические уровнемеры конструктивно подразделяют на поплавковые, электромагнитные и ионизационные.

В стенке котла со стороны потолка топки устанавливают предохранительную пробку из легкоплавкого свинцово-оловянистого сплава. При недостатке воды в котле верхняя часть котла (небная) перестает охлаждаться, и тогда пробка, нагретая топочными газами, расплавляется. В образующееся отверстие начнет выходить пар и тушить огонь в топке. Возникший при этом шум явится также сигналом о том, что вода в котле упущена.

Для бесперебойного обеспечения котла водой устанавливают два насоса, один из которых является резервным. Привод этих насосов должен быть раздельным по применяемой энергии (например, один с электроприводом, а другой – с паровым).

Термометры или термопары для измерения температуры воды устанавливают на питательном трубопроводе и для пара – на выходе его из котла. По манометру контролируется фактическое давление пара в котле, пароперегревателе или экономайзере. Предельное рабочее давление, допускаемое данным котлом, указывается на шкале манометра красной чертой.


Эксплуатация манометров производится в соответствии с установленными правилами и графиком их периодической проверки, при которой их пломбируют. При отсутствии пломбы, неисправностей в механизме, несоблюдения сроков проверки манометры применять не допускается.

В случае превышения рабочего давления в котле в действие вступает предохранительный клапан. На котлах производительностью свыше 100 кг/ч устанавливают два предохранительных клапана, сообщающихся с паровым пространством котла. Один из них контрольный, извещает сигналом о предельном давлении в котле, а другой автоматически выпускает излишний пар.

Таблица 1

Давление в водогрейных котлах

Номинальное избыточное давление, МПа

Давление в начале открытия предохранительных клапанов

Контрольный клапан

Рабочий клапан

От 60 до 140

Рр +0,2 МПа

Рр +0,3 МПа

Примечание, Рр – рабочее давление.

Предохранительные клапаны проектируют на защиту котлов от превышения расчётного давления более 10%. По конструкции предохранительные клапаны подразделяют на пружинные, рычажные и импульсные. Предохранительные клапаны на паровых котлах регулируют на давление, не превышающее величин, приведенных в табл. 1. Предохранительный клапан при полном открытии должен пропускать пар в количестве для давления от 0,7 до 120 МПа.

Паровые котлы с камерным сжиганием топлива оборудуют автоматическим устройством, прекращающим подачу топлива к горелкам при снижении уровня воды ниже допустимого предела (НУВ) (см. рис. 1). Котлы, работающие на газообразном топливе, имеют автоматическое устройство, прекращающее подачу газа в горелки при падении давления воздуха ниже допустимого.

Смонтированный паровой котел до пуска в эксплуатацию предъявляют Ростехнадзору для регистрации. При этом предъявляется техническая документация на котел, котельное помещение, акт о качестве монтажа котла и лабораторный анализ воды, применяемой для его питания.

Техническое освидетельствование парового котла, выполняемое Ростехнадзором, имеет целью установить безопасность его эксплуатации. Проводится оно до пуска котла в эксплуатацию, периодически в процессе работы и досрочно (например, после ремонта или пуска в работу после консервации).

Освидетельствование котлов проводят путем внутреннего их осмотра и гидравлического испытания. При осмотре проверяется состояние стенок котла, швов, труб, вспомогательных механизмов и контрольно-измерительных приборов.

Гидравлическому испытанию подвергаются паровой котел, пароперегреватель, экономайзер и арматура. Паровой котел испытывается под рабочим и пробным давлением (см. таблицу 2).

Таблица 2

Давление парового котла.

Гидравлическое испытание производится водой с температурой не ниже 5°С с выдержкой под пробным давлением не менее 5 мин.

Если при этом испытании не будет обнаружено течи, разрывов и деформаций частей котла, считается, что котел выдержал гидравлическое испытание.

Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт котла.

Безопасность эксплуатации паровых котлов обеспечивается мероприятиями по предохранению стенок котла от накипи: воду до поступления в котел обрабатывают. Способ обработки воды (умягчение) устанавливают после ее лабораторного анализа. Умягчение питательной воды содово-известковым раствором с последующей очисткой и фильтрацией позволяет отделить накипь до поступления воды в котел. Антинакипин вводят в котел совместно с водой. При этом на стенках котла образуется пленка, препятствующая отложению накипи. Последняя осаждается на дне и удаляется при продувке и промывке котла. Практикуется также магнитная обработка питающей котёл воды путем пропускания ее сквозь чередующиеся магнитные поля. В результате этой обработки на стенках котла слой накипи, как обычно, не откладывается, а образуется лишь рыхлый, легко смываемый порошок. Кроме того, эта вода приобретает свойство растворять ранее образовавшуюся накипь на стенках котла.

Во избежание ожогов при удалении золы и шлаков из котельной рабочие должны работать в респираторах, очках, брезентовых костюмах, кожаных сапогах, рукавицах. Горячую золу и шлак заливают водой в бункерах .

При работе в газоходах и котлах освещение допускается лишь электрическое при напряжении тока не выше 12 В.

Для необходимой эвакуации обслуживающего персонала при возникновении пожара в котельных помещениях устраивают не менее двух выходов наружу. Для своевременного тушения возникшего пожара котельная оборудуется средствами пожаротушения.

Котельное помещение с основными потребителями пара связывается телефоном или другими средствами сигнализации.

Освещенность контрольно-измерительных приборов должна быть не менее 50 лк. Аварийное освещение устраивают с самостоятельным источником питания электроэнергией.

Пищевые предприятия потребляют много тепловой энергии в виде теплоты подогретой воды, воздуха и пара. Например, хлебобулочные изделия выпекаются при температурном режиме 250—160 °С п течение 10—6O мин. На макаронных фабриках продукция сушится в конвейерных сушилках с расходом воздуха до 7000 м3/ч, подогретого в паровых калориферах до температуры 85°С. Расход теплоты для приготовления пивного сусла одной варки в заторном чане вместимостью 1650 кг составляет 35 400 МДж.
При производстве около 22 000 дал в сутки безалкогольных напитков в сироповарочных, купажных отделениях, квасном и моечно-фасовочных цехах расходуется до 15 000 кг пара. При тепловой обработке сырья на кондитерских фабриках в котлах объемом 100—300 дм3 расходуется 10—150 кг/ч пара. На технологические нужды при приготовлении 1 дал пива требуется 7,84 кг пара, а для подогрева воды на трех моечных машинах типа АММ-12 производительностью 12 000 бутылок/ч каждая при работе в 2 смены по 7 ч расходуется около 18 000 кг пара.
В связи, с этим на пищевых предприятиях широко используются паровые и водогрейные котлы, эксплуатация и обслуживание которых относятся к работам повышенной опасности. Наибольшую опасность представляют взрывы паровых котлов. Рабочее давление котлов, эксплуатируемых на хлебопекарных предприятиях, составляет 0,07 МПа, кондитерских — 0,3—1,1, сахарных — 4, безалкогольных напитков — 0,05—0,3 МПа,
Основными причинами взрывов котлов являются: нарушение правил технической эксплуатации, режимов их работы, а также должностных инструкций, требований техники безопасности вследствие несоблюдения трудовой и производственной дисциплины обслуживающим персоналом; дефекты и неисправности конструкторских узлов котлов.
Нарушения указанных инструкций и правил приводят к следующим главным техническим причинам взрывов котлов: резкое снижение уровня воды, превышение рабочего давления, неудовлетворительный водный режим котла, образование накипи, наличие взрывоопасных топочных газов.
Наибольшее количество аварий при эксплуатации паровых котлов происходит из-за резкого снижения уровня воды в котле. Вследствие снижения уровня воды ниже линии соприкосновения поверхности котла с горячими газами в его топочной части стены котла нагреваются выше критической температуры. При этом механические свойства металла изменяются, снижается его прочность и под давлением пара стенки выдуваются, что может закончиться взрывом.
При упуске воды категорически запрещено подавать в котел холодную воду, так как в этом случае его взрыв неминуем из-за потери металлом стенок котла свойств пластичности при резком изменении их температуры, увеличения хрупкости металла и образования в нем трещин; бурного парообразования и резкого повышения давления в котле при соприкосновении воды с его перегретыми стенками. При выявлении упуска воды котел немедленно должен быть остановлен, т. е. прекращена подача топлива к горелкам. Котел вводится в работу после его охлаждения, проверки состояния н заполнения водой до установленного уровня.
Для предупреждения возможности снижения воды ниже допустимого уровня котлы должны быть оснащены устройствами автоматического контроля верхнего и нижнего предельных уровней воды, автоматического прекращения подачи топлива к горелкам, двумя водоуказателями прямого действия, двумя независимыми друг от друга насосами производительностью не менее 110% и производительностью котла. Все котлы с давлением пара выше 0,07 МПа и производительностью более 0,7 т/ч должны быть оснащены автоматическими звуковыми сигнализаторами предельного нижнего уровня воды поплавкового типа. Котлы с камерным сжиганием топлива паропроизводительностью 0,7 т/ч и выше должны оборудоваться устройствами автоматического прекращения подачи топлива к горелкам при снижении уровня воды ниже допустимого, а при производительности 2 т/ч и более — автоматическими регуляторами питания.

Рис. 27. Схема установки водоуказательного прибора на котле: 1 - уровень воды в котле; 2 - пар; 3,5,6 - паровой, водяной испускной краны; 4 - водомерное стекло.

Два водоуказательных прибора прямого действия, т. е. соединенные непосредственно с котлом и работающие на принципе сообщающихся сосудов, устанавливаются на каждом котле так, чтобы с рабочего места оператора котла были видны показания уровня воды б нем. Установленные на котлах водоуказательные приборы проверяются каждую смену продувкой (рис. 27).
Основными причинами превышения допустимого давления в котле являются нарушение заданного режима его работы, неисправность аппаратуры безопасности. Для предупреждения превышения допустимого давления котлы оснащаются манометрами и предохранительными клапанами.
На каждом паровом котле устанавливаются манометры для измерения давления — в котле, на выходном коллекторе пароперегревателя, на питающей линии и на отключаемом по воде экономайзере, а на водогрейном котле —на входе холодной воды в него и на выходе нагретой. Манометры должны иметь класс точности не ниже 2,5 (допустимая ошибка не должна превышать 2,5% диапазона показаний); рабочий участок в средней трети шкалы; красную черту на делении высшего допустимого давления. Оки присоединяются к элементам котла с помощью соединительной сифонной трубки диаметром не менее 10 мм с 3-ходовым краном. Последний снабжается фланцем для присоединения контрольного манометра с целью проверки показаний рабочего манометра, а также обеспечивает продувку трубки.
Манометры не реже 1 раза в 12 мес проходят проверку в органах Госстандарта и на них ставится клеймо (пломба). Не реже I раза в 6 мес показания манометров проверяются работниками предприятия по контрольному, а также ежесменно с помощью 3-ходовых кранов, что регистрируется в журналах проверки манометров и сменном.


Рис. 28. Предохранительные клапаны:
а — пружинный (1 — корпус; 2 — седло; 3. 4 — устройства принудительного открывания клапана; 5 — регулятор давления; 6 — пружина; 7 — колпак; 8 — шток; 9 — тарелка клапана;, б — рычажно-грузовой (1 — седло клапана; 2 — рычаг; 3 — предохранительный кожух; 4 — устройство для принудительного открывания клапана; 5 — груз; 6 — замок; 7 — шток; 8 — корпус; 9 — тарелка клапана)

Основными средствами предупреждения взрывов котлов при повышении давления выше допустимого являются предохранительные клапаны, которые при срабатывании должны поддерживать в котле давление, превышающее рабочее не более чем на 10%. На котлах производительностью менее 100 кг/ч устанавливается один, а на более высокой производительности—не менее двух предохранительных клапанов, один из которых контрольный. По принципу действия клапаны бывают пружинные и рычажно-грузовые (рис. 28). В первых при закрытом клапане его тарелка прижимается к седлу пружиной, а во втором — рычагом с грузом с помощью шарнирно соединенного с ним штока. При превышении допустимого давления клапан приподнимается и через отводную трубку выпускает избыточный пар в атмосферу.
Предохранительные рабочий и контрольный клапаны должны открываться на паровых котлах, работающих под давлением до 1,3 МПа — при его превышении соответственно на 0,03 и 0,02 МПа, а работающих при большем давлении — соответственно при 1,05 и 1,03 МПа рабочего. Рабочие клапаны должны открываться на отключаемом водяном экономайзера — со стороны входа воды в него при давлении не более 1,25 МПа, а на выходе— 1,1 МПа, рабочего давления н котле, на водогрейных котлах — при давлении не более 1,08 МПа рабочего.
Пропускная способность (кг/ч) предохранительных клапанов, для паровых котлов определяется по Следующим формулам:
при давлении пара в них 0,07—12 МПа насыщенного

Gнп = 0,5а/7(10р1 + 1),


перегретого

Где а — коэффициент расхода пара, принимаемый равным 0,9 величины, установленной заводом-изготовителем клапана (в первом приближении можно принимать а=0,6); F — площадь проходного сечения клапана в проточной части, мм3; р1 — максимальное избыточное давление перед клапаном, МПа; VaB, Van — удельный объем пара соответственно насыщенного и перегретого перед клапаном, при давлении — 12 МПа перегретого и насыщенного пара

Где V —удельный объем пара (насыщенного и перегретого) перед клапаном, м3/кг.
Неудовлетворительный водный режим, т, е. нарушение качества, и прежде всего жесткости вода, питающей котел, является причиной отложения шлама и накипи на внутренних стенках его поверхности. Для котлов с естественной циркуляцией паропроизводительностью 0,7 т/ч и выше и рабочим давлением ≤3,9 МПа в питающей воде содержание солей не должно превышать; для газотрубных и жаротрубных котлов, работающих на твердом топливе, — 500 мг-экв/кг, на газообразном и жидком топливе — 30; для водотрубных котлов с рабочим давлением до 1,3 МПа —20, а от 1,3 до 3,9 МПа — 15 мг-экв/кг.
Сели используемая для питания котла вода не соответствует этим требованиям, на котлах производительностью 13:0,7 т/ч пара должны использоваться разные методы ее докотловой обработки, из которых наиболее эффективными являются химическая очистка с помощью содово-известкового, натриевого или фосфатного осаждения, а также метод катинировання. Поэтому все котлы указанной производительности оборудуются установками для котловой обработки воды, а в котельной должен быть журнал по водоподготовке, в котором регистрируются результаты анализов воды, режимы продувки котлов и операции по обслуживанию оборудования водоподготовки.
Одной из причин перегрева котла является появление на внутренней его поверхности слоя накипи, образующейся из солей, содержащихся в питающей воде. Для предупреждения перегрева котла проводится их периодическая чистка с тем, чтобы толщина слоя накипи на наиболее теп лона пряженных участках поверхности нем рева не превышала 0,5 мм.
Причинами скапливания в топке котла взрывоопасных газов являются нарушения режимов работы тягодутьевых устройств или подачи топлива. Для предупреждения скапливания взрывоопасных газов устанавливается аппаратура контроля тяги, которая автоматически прекращает подачу топлива к горелкам при снижении разрежения в топке котла или за ним.
Распространенными причинами взрывов котлов вследствие дефектов и неисправности основных узлов являются дефекты конструктивных элементов, снижение их механической прочности в процессе эксплуатации и неисправность аппаратуры безопасности и измерительных приборов.
К металлу, из которого изготовляются отдельные элементы котлов, предъявляются особые требования. На используемые для этого, а также при ремонте котлов материалы органы Госпроматомнадзора выдают сертификаты.
При эксплуатации механическая прочность котлов снижается вследствие коррозии его стенок и конструктивных элементов. Для предупреждения взрыва котла из-за внутренних (скрытых) дефектов материалов, из которых он изготовлен, при конструировании и расчетах его прочности принимается коэффициент запаса. Снижение прочности котла из-за коррозии учитывается при установлении допустимого давления в нем. Это давление (в МПа) определяется по формуле

S — толщина стенки котла, см; с — прибавка толщины стенки на аррозию; σ допустимое напряжение материала стенок; φ — коэффициент прочности сварного шва; D — внутренний диметр котла, м.
Эксплуатация неисправной аппаратуры безопасности, защитных устройств и измерительных приборов предупреждается их систематическим контролем и проверкой, сроки которых указаны выше.
Для своевременного выявления возможных дефектов котлов, других объектов, работающих под давлением, они подвергаются техническому освидетельствованию и испытанию до пуска в работу, периодически в процессе эксплуатации и внепланово.
Техническим освидетельствованием, проводимым техническим инспектором Госпроматомнадзора в присутствии начальника котельной или лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов, работающих под давлением, предусматривается внутренний осмотр для выявления состояния внутренних и внешних поверхностей и влияния среды на стенки — нe реже 1 раза в 4 года; гидравлическое испытание с предварительным внутренним осмотром — не реже 1 раза в 8 лет.
Гидравлическое испытание объектов, работающих при давлении ≤ МПа, а также при температуре до 200°С, проводят пробным давлением, не превышающим в 1,5 раза рабочее, но не менее 0,2 МПа, а объектов, работающих под давлением ≤0,5 МПа, —при пробном давлении 1,25 МПа рабочего, но не менее чем на 0,3 МПа, превышающим его.
Котлы и другое работающее под давлением оборудование, не подлежащее регистрации в органах Госпроматомнадзора, освидетельствуется лицом, ответственным за их эксплуатацию. Им проводятся; внутренний осмотр и гидравлические испытания вновь установленных или переставленных на другое место котлов, а также после их ремонта с применением сварки, клепки, замены труб и других элементов; гидравлическое испытание эксплуатируемых котлов не реже чем через каждые 6 лет, а недоступных для внутреннего осмотра — через 3 года; внутренний осмотр и гидравлическое испытание котлов рабочим давлением после каждой чистки и ремонта, но не реже 1 раза в год, кроме указанных выше ремонтов, требующих испытания пробным давлением.
Результаты технических испытаний котлов, регистрируемых в органах Госпроматомпадзора, записываются в паспорт котла инспектором, а для нерегистрируемых — лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию.
Котлы должны устанавливаться в специальных помещениях, не примыкающих к производственным и другим зданиям. Как исключение, допускается их размещение в примыкающих зданиях при условии отделения их противопожарной стеной с пределами огнестойкости не менее 4 ч. Помещение котельной строится из несгораемых материалов, должно иметь два выхода, оборудовано вентиляцией и аварийным освещением.

Для предупреждения аварий паровых котлов из-за пре­вышения давления Правилами по котлам предусматри­вается установка предохранительных клапанов.

: Назначение предохранительных клапанов состоит в пре­дупреждении увеличения давления в паровых котлах и тру­бопроводах выше установленных пределов.

Превышение рабочего давления в котле может привести к разрыву кипятильных экранных и экономайзерных труб и стенок барабана.

Причинами повышенного давления в котле являются внезапное уменьшение или прекращение расхода пара (от­ключение потребителей) и чрезмерная форсировка топки,

Таблица 2.3. Неисправности водоуказательных приборов, их причины и способы устранения

Характер неисправности

Причины неисправности

Способ устранения

Стекло полностью за­полнено водой

Засор парового крана. Вследствие конденсации пара, находящегося над уровнем воды, в верхней части стекла образуется разрежение и вода под­нимается, заполняя все стекло

Продуть стекло

Перекрытие верхнего кон­ца трубки (верхнего штуцера колонки пло­ского водоуказательного стекла) набивкой сальни­ка. Резиновое кольцо сальника выдавилось че­рез кромку стекла и за­крыло его просвет

Уровень воды несколь­ко выше нормального

Уменьшение прохода па­рового крана в результа­те засорения или образо­вания в нем накипи. Давление пара, проходя­щего через суженное от­верстие, снижается. Вследствие того что дав­ление воды в этом слу­чае станет несколько больше, чем давление. па­ра, уровень воды будет повышаться

Продуть стекло

Спокойный уровень

Засор водяного крана. Нижний конец стеклян­ной трубки (нижний штуцер колонки плоско­го водоуказательного стекла) перекрылся на­бивкой сальника

Продуть паровой штуцер

Уровень воды в стекле постепенно повышается вследствие конденсации находящегося над водой пара

Поставить стекло большей длины

Продолжение табл. 2.3

Характер неисправности

Причины неисправности

Способ устранения

Незначительное коле­бание уровня воды

Частичный засор водяно­го крана или частичное перекрытие нижнего кон­ца стеклянной трубки на­бивкой сальника

Продуть стекло, про­чистить нижний конец трубки

Отверстие в пробке кра­на находится не против отверстия в корпусе в ре­зультате неправильной притирки. При движении через смещенные отвер­стия вода встречает гид­равлическое сопротивле­ние

При большом несов­падении отверстий следует заменить пробку

Пропуск пара или во­ды в сальнике водо­указательного стекла и как результат - не­верное показание

Неплотность сальников, плохая притирка кранов, износ пробок

Сменить сальниковую набивку, притереть краны, сменить проб­ки кранов

Разрывы водоуказа­тельных стекол

Перекос стекол, наличие трещин, поступление го­рячей воды в непрогре - гое стекло

Устранить перекос. Установить стекла, не имеющие трещин, прогреть стекло перед его включением

Особенно при работе на мазуте или газообразном топливе.

Поэтому чтобы давление в котле не могло подняться вы­ше допустимого, эксплуатация котлов с неисправными или неотрегулированными клапанами категорически запреща­ется.

Мерами предупреждения повышения давления в паро­вом котле являются: регулярная проверка исправности предохранительных клапанов и манометров, устройство сиг­нализации от потребителей пара для получения информа­ции о предстоящих расходах пара, обученность персонала и хорошее знание и исполнение ими производственных ин­струкций и противоаварийных циркуляров. -

Для проверки исправности действия предохранительных клапанов котла, пароперегревателя и экономайзера произ­водят их продувку, принудительно открывая вручную:

При рабочем давлении в котле до 2,4 МПа включитель­но- каждый клапан не реже 1 раза в сутки;

При рабочем давлении от 2,4 до 3,9 МПа включительно- поочередно по одному клапану каждого котла, пароперегре­вателя и экономайзера не реже одного раза в сутки, а так­же при каждом пуске котла, а при давлении выше 3,9 МПа- в сроки, установленные инструкцией.

В практике эксплуатации котлов все еще бывают ава­рии, связанные с превышением давления в котле выше до­пустимого. Основной причиной этих аварий является рабо­та котлов с неисправными или неотрегулированными пре­дохранительными клапанами и неисправными манометрами. В отдельных случаях аварии происходят из-за того, что котлы вводят в эксплуатацию с предохранительными кла­панами, отключенными с помощью заглушек или заклинен­ными, либо допускают произвольное изменение регулиров­ки клапанов, накладывая дополнительный груз на рычаги клапанов при неисправности или отсутствии средств авто­матики и безопасности.

В котельной произошла авария парового котла Е-1/9-1Т из-за пре­вышения давления, в результате чего частично разрушено помещение котельной. Котел Е-1/9-IT изготовлен Таганрогским домостроительным заводом для работы на твердом топливе. По согласованию с заводом - изготовителем котел был переоборудован на жидкое топливо, при этом установлено горелочное устройство АР-90 и смонтированы авто­матические устройства для отключения подачи топлива в котел в двух случаях - при понижении уровня воды ниже допустимого и повыше­нии давления выше установленного. Перед вводом в эксплуатацию котла оказавшийся неисправным питательный насос НД-1600/10 с по­дачей 1,6 м3/ч и давлением на нагнетании 0,98 МПа был заменен цен - тробежно-вихревым насосом с подачей 14,4 м3/ч и давлением на нагне­тании 0,82 МПа. Большая мощность двигателя этого насоса не позво­лила включить его в электрическую схему автоматического регулиро­вания питания котла водой, поэтому оно осуществлялось вручную. Автоматика защиты от снижения уровня воды была отключена, а автоматика защиты от превышения давления не работала из-за не­исправности датчика. Оператор, обнаружив упуск воды, включил пи­тательный насос. Сразу же была вырвана крышка люка верхнего ба­рабана и разрушен нижний левый коллектор в месте приварки к нему колосниковой балки. Авария произошла из-за резкого повышения дав­ления в котле из-за глубокого упуска воды и последующей подпитки его. Расчеты показали, что давление в котле в этом случае могло по­выситься до 2,94 МПа.

Толщина крышки люка в ряде мест была менее 8 мм, и крышка была деформирована.

В связи с этой аварией Госгортехнадзор СССР предло­жил владельцам, эксплуатирующим паровые котлы : не до­пускать эксплуатацию котлов при отсутствии или неисправ­ности средств автоматики безопасности и контрольно-изме­рительных приборов; обеспечить обслуживание, наладку и ремонт средств автоматики безопасности квалифициро­ванными специалистами.

В соответствии с письмом Госгортехнадзора СССР № 06-1-40/98 от 14.05.87 «Об обеспечении надежной экс­плуатации паровых котлов Е-1,0-9» владельцы котлов ука­занного типа обязаны снизить разрешенное в эксплуатации давление для котлов, которые имеют толщину крышки лю­ка 8 мм с креплением крышки люка шпильками до 0,6 МПа, так как заводами Минэнергомаша барабаны котлов Е-1,0-9 паропроизводительностью 1 т/ч выпускались с крышка­ми люка толщиной 8 мм и толщина крышки люка была уве­личена до 10 мм.

В котельной произошла авария с котлом Е-1/9Т йз-за превыше­ния давления.

В результате отрыва днища нижнего барабана котел был отброшен с места установки в сторону другого котла и, ударившись, сорвал об­шивку," разрушил обмуровку, деформировал 9 труб бокового экрана. Предохранительные клапаны при ударе были вырваны из своих гнезд. При испытании на стенде на давление 1,1 МПа клапаны не сработа­ли. При разборке клапанов установлено, что его подвижные части кла­пана прикипели.

Расследованием установлено, что днище котла 0 600X8 мм было изготовлено кустарным способом из стали, не имеющей сертификата.

После" приварки днища работниками котельной было проведено гидравлическое испытание давлением 0,6 МПа, при этом днище де­формировалось. Через несколько1 дней работы котла в сварном шве появились трещины, которые были заварены.

Из-за изменения конструкции крышки люка нижнего барабана (без согласования завода-изготовителя), неудовлетворительного проведения ремонта, стала возможной авария с тяжелыми последствиями.

Неисправности предохранительных клапанов

Для предупреждения аварий паровых и водогрейных котлов из-за превышения давления в них Правилами Гос-

Таблица 2.4. Неисправности предохранительных клапанов, их причины и способ устранения

Характер неисправности

Причина неисправности

Способ устранения

Предохранитель­ный клапан не от­крывается

Прикреплен слишком большой груз Тарелка клапана прики­пела к седлу

Снять лишний груз Продуть клапан, а если он не открывается, по­вернуть его ключом

Наличие клиньев в вил­ках

Удалить клинья из вилок клапана

Предохранитель­ный клапан откры­вается слишком поздно

Груз расположен очень близко к краю рычага

Сдвинуть груз ближе к клапану

Лишний груз, у пружин­ных клапанов слишком затянута пружина

Снять лишний груз, у пружинных предохрани­тельных клапанов осла­бить - пружину

Рычаг заржавел в шар­нире

Удалить ржавчину в шар­нире и смазать его

Тарелка клапана начала прикипать к седлу

Продуть клапан

Заедание рычага в пере­кошенной направляющей вилке

Устранить перекос на­правляющей вилки

Предохранитель­ный клапан от­крывается слиш­ком рано (до пе­рехода стрелкой красной черты ма­нометра)

Груз находится очень близко к клапану, у пру­жинного клапана слабо затянута пружина

Сдвинуть груз к краю рычага, у пружинного клапана затянуть пружи­ну

Уменьшен груз на рыча­ге

Износ тарелки клапана или седла

Добавить груз Заменить тарелку или седло (или то и другое)

Наличие раковин в сед­ле или тарелке Попадание песка, накипи между тарелкой и "сед­лом клапана

Перекос тарелки в сед­ле клапана

Проточить седло или та­релку и притереть Продуть клапан

Устранить перекос

Перекос рычага или шпинделя

Устранить перекос рыча­га или шпинделя

Гортехнадзора СССР предусматривается установка не ме­нее двух предохранительных клапанов на каждый котел па­ропроизводительностью более 100 кг/ч.

На паровых котлах с давлением выше 3,9 МПа уста­навливаются только импульсно-предохранительные кла­паны.

Из-за неправильной эксплуатации предохранительных клапанов или дефектов их имели место аварии в котельных промышленных предприятий и на электростанциях. Так, на одной электростанции при резком сбросе нагрузки из-за не­исправности предохранительных клапанов давление пара в котле повысилось с 11,0 до 16,0 МПа. Это нарушило цир­куляцию, и произошел разрыв экранной трубы.

На другой электростанции в тех же условиях эксплуа­тации давление повысилось с 11,0 до 14,0 МПа, в резуль­тате чего произошел разрыв двух экранных труб.

Расследованием установлено, что некоторые предохра­нительные клапаны не работали, так как импульсные ли­нии были перекрыты клапанами, а остальные клапаны не обеспечили необходимого сброса пара из-за применения у импульсных предохранительных клапанов некалиброван - ных пружин и вследствие этого поломка части их.

Разрушение пружин наблюдалось у импульсных клапа­нов после каждого их открытия. Это происходило в резуль­тате больших динамических усилий от струи выходящего пара в момент открытия клапана, имеющего диаметр про­ходного сечения седла 70 мм.

Основные неисправности в работе рычажно-грузовых и пружинных предохранительных клапанов приведены в табл. 2.4.

Предохранительные клапаны должны защищать котлы и пароперегреватели от превышения в них давления более чем на 10% расчетного. Превышение давления при пол­ном открытии предохранительных клапанов выше чем на 10 % расчетного может быть допущено лишь в том случае, если при расчете на прочность котла и пароперегревателя учтено это возможное повышение давления.

7.1. Общие положения.

7.1.1. При ликвидации аварийных положений персонал обязан действовать таким образом, чтобы:

Во-первых, устранить угрозу для жизни людей;

Во-вторых, обеспечить сохранность оборудования;

В третьих, обеспечить выполнение графика тепловой и электрической нагрузки;

7.1.2. При возникновении аварийного положения в КТО, начальник смены должен немедленно сообщить об этом НСС и начальнику ССЭ или его заместителям.

7.1.3. Ответственным лицом за предупреждение и ликвидацию аварий является начальник смены, а в его отсутствие - старший машинист.

Общим руководителем по ликвидации аварий является НСС.

7.1.4. Лица, не входящие в состав смены при аварийном положении, не имеют права, не зависимо от их служебного положения, отвлекать персонал от работы разговорами и расспросами. Нарушающих это правило начальник смены обязан удалить из КТО.

7.1.5. Сдача-приемка смены во время аварий запрещается до восстановления нормального режима работы оборудования. Приёмка - сдача смены в этих случаях производится по распоряжению начальника ССЭ или его заместителя.

Персонал пришедший на дежурство, привлекается для ликвидации аварии под руководством начальника работающей смены.

7.1.6. Дежурный персонал КТО во время аварии обязан руководствоваться следующей последовательностью действий при ее ликвидации:

На основании показаний приборов и по внешним признакам составить себе представление о том, что произошло:

В соответствии с противоаварийными инструкциями немедленно принять меры к устранению опасности для людей и оборудования для восстановления нормальной работы оборудования;

Выяснить характер и место повреждения, а также объем участка, затронутого аварией путем осмотра;

О каждом из этапов ликвидации аварии следует уведомить своего непосредственного руководителя, по возможности немедленно, не дожидаясь его расспросов.

7.1.7. Во время ликвидации аварии следует действовать спокойно, быстро и точно.

7.1.8. При получении распоряжения во время аварии дежурный обязан повторить его. Об исполнении распоряжения немедленно доложить отдавшему распоряжение.

7.1.9. Дежурный персонал КТО-1 обязан выполнять все оперативные распоряжения начальника смены немедленно и безоговорочно.

7.1.10. В случае неправильных действий начальника смены, начальник ССЭ или его заместитель, обязан вмешаться в ход ликвидации аварии, вплоть до принятия на себя руководства и ответственности за дальнейший ход ликвидации аварии, с обязательным уведомлением НСС.

7.1.11. В каждый удобный момент в период ликвидации аварии персонал обязан тщательно записывать все обстоятельства возникновения, протекания и ликвидации аварийного положения с точным указанием времени производимых операций.

7.1.12. Обязанности персонала при ликвидации аварии.

Машинист котла

Непосредственно ликвидирует аварию на котле в соответствии с указаниями данной инструкции и сообщает о случившемся начальнику смены, а также предупреждает машинистов соседних блоков.

Старший машинист

Руководит распределением нагрузки на остальных котлах, обеспечивает нормальный заданный режим работы котлов.

Контролирует правильность действий персонала, помогает машинисту блока в ликвидации аварии.

Производит необходимые операции по переключению в котельном отделении по распоряжению начальника смены.

Начальник смены КТО

Непосредственно осуществляет руководство по ликвидации аварии, контролирует действия персонала.

Сообщает о случившемся HСC и руководству службы, поддерживает с ними постоянную связь.

Обеспечивает нормальный пуск резервного оборудования для восстановления нормального режима работы.

7.2. Аварийные случаи останова котла и действия персонала.

Котел должен быть немедленно отключен действием защит или персоналом в следующих случаях:

При выходе из строя всех водоуказательных приборов уровня в барабане;

При повышении (+200 мм) или понижении (-100 мм) уровня воды в барабане;

При быстром снижении уровня воды в барабане, несмотря на усиленное питание котла;

При выходе из строя всех питательных насосов;

При повышении давления в пароводяном тракте выше уставок защит;

Если перестанут действовать 50 % предохранительных клапанов;

Разрыв труб пароводяного тракта или обнаружении трещин, выпучин, пропусков в сварных швах в основных элементах (бараба­на, коллектора, паро-. водоуказательных и водоспускных трубах диаметром более 50 мм), в паропроводах, питательных трубопроводах и пароводяной арматуры;

Погасании факела в топке;

Понижения давления газа до 0,88 кгс/см 2 за регулирующим клапаном;

При взрыве в топке, взрыве или загорании отложений в газоходах или конвективной шахте, разогрев докрасна несущих балок каркаса при обвале обмуровки, а также других повреждениях, угрожающих персоналу или оборудованию;

Пожара, угрожающего персоналу или оборудованию, а также цепям дистанционного управления отключающей арматуры, входящей в схему защиты котла;

Исчезновении напряжения на устройствах дистанционного и автоматического управления и на всех контрольно-измерительных приборах;

Разрыве газопровода в пределах котла;

Загорании отложений в конвективной шахте.

Парогенератор должен быть остановлен в случае:

Обнаружения свищей в трубах поверхностей нагрева, пароводоперепускных трубах, котла, паропроводах, коллекторах, в питательных трубопроводах, а также и парений в арматуре, фланцевых и вальцовочных соединениях;

Недопустимого превышения температуры металла поверхностей нагрева, если снизить температуру изменением режима работы котла не удается;

Выхода из строя всех дистанционных указателей уровня воды в барабане котла;

Резкого ухудшения качества питательной воды против остановленных норм;

Неисправности отдельных защит или устройств дистанционного и автоматического управления, а также контрольно-измерительных приборов.

Время останова котла в этих случаях определяется главным инженером станции.

При аварийных положениях останов котла производится защитами, а при отказе защит - воздействием на ключ аварийного останова.

При аварийном останове котла необходимо контролировать правильность выполнения отключения котла по защитам, а в случае отказа защит и блокировок выполнить следующие операции:

Погасить топку, закрытием отсечных клапанов на газопроводе и отключением пыле сие темы, закрыть запорные задвижки на подводе газа к котлу с последующим закрытием задвижек у горелок;

Отключить пылепитатели;

Открыть продувочные свечи на газопроводе;

Проверить отсутствие горения в топке;

Закрыть первые ГПЗ и открыть задвижки на продувке пароперегревателя;

Закрыть задвижки на подводе питательной воды к котлу (при упуске или перепитки барабана);

Закрыть задвижку на подводе собственного конденсата к узлу впрысков;

Остановить дутьевые вентиляторы и дымососы через 10 мин после погасания факела.

7.3. Упуск воды из барабана котла.

7.3.1. Причины упуска воды:

Упуск воды из барабана котла может произойти:

При неисправности водоуказательных приборов;

При понижении давления в питательной линии;

Из-за неисправности регулирующего клапана на питательной линии или авторегуляторов питания;

При сильных пропусках дренажной арматуры;

При повреждении труб экранов, водяного экономайзера или водоспускных труб;

При недостаточном контроле машиниста за питанием котла водой.

7.3.2. Действия персонала.

Если обнаружено, что при нормальном давлении в питательной линии уровень воды в котле понижается, необходимо:

7.3.2.1. Увеличить питание котла, открыть в случае необходимости регулирующий клапан на байпас узла питания котла. Питание котла перевести на дистанционное управление.

7.3.2.2. Сверить показания сниженных указателей уровня по водоуказательным колонкам. Закрыть все продувки котла, в том числе и непрерывную.

7.3.2.3. Установить особо тщательный надзор за уровнем воды в барабане котла и за давлением в питательной линии. Если давление в питательной линии недостаточно, потребовать немедленного пуска дополнительного питательного насоса.

7.3.2.4. Сверить показания паромеров и водомеров котла. Если водомер показывает значительно больше паромеров, то этот факт указывает на образование неплотностей в водяном тракте котла.

7.3.2.5. Проверить:

Плотность продувочной арматуры котла (плотность арматуры проверяется на ощупь);

Путем прослушивания проверить, нет ли повреждения труб экранов, пароперегревателя, водяного экономайзера и водоспускных труб.

7.3.2.6. Если несмотря на принятые меры по увеличению питания котла водой, уровень в барабане котла достиг низкого аварийного предела - 100 мм и не сработала защита, отключить котёл ключом аварийного останова,

Погасить топку закрытием отсечных клапанов на газопроводе котла с последующим закрытием задвижек у горелок или отключением пылепитателей,

Закрыть главные паровые задвижки;

Закрытием регулирующих питательных клапанов, задвижек прекратить питание котла водой.

Вопрос о времени последующей растопки котла решается главным инженером станции, подпитка и растопка котла должны производиться после тщательного осмотра испарительных поверхностей нагрева.

7.4. Перепитка котла водой.

7.4.1. Признаки перепитки:

Повышение уровня воды в барабане котла по сниженным указателям уровня и водоуказательным колонкам выше высшего допустимого предела 150 мм;

Снижение температуры перегретого пара;

Увеличение солесодержания перегретого пара.

Перепитка котла может произойти вследствие:

Неисправности сниженных указателей уровня воды в барабане и водоуказательных колонок котла;

Неисправности регулирующего клапана на питательной линии или авторегуляторов литания;

Недостаточного контроля за питанием котла со стороны машиниста блока.

7.4.2. Действия персонала.

7.4.2.1. При повышении уровня воды в барабане котла выше +50 мм. необходимо:

Проверить правильность работы сниженных указателей уровня путем сверки их показаний с водомерными колонками;

Перевести питание котла с автоматического управления на дистанционное и убавить регулирующим клапаном PПK подачу воды в котел.

7.4.2.2. Если не смотря на принятые меры по уменьшению питания, уровень в барабане достиг +100, открыть аварийный сброс воды из барабана, если уровень не снижается и достиг высшего аварийного предела +200 мм. и не сработала защита, отключить котёл ключом аварийного останова:

Закрыть аварийный сброс при достижении нормального уровня;

Выяснить причину перепитки и с разрешения НСС приступить к растопке котла.

7.4.2.3. При повышении уровня воды в барабане с забросом её в пароперегреватель и резком понижении температуры перегретого пара с наблюдением гидроударов необходимо отключить котел ключом аварийного останова.

Открыть аварийный слив из барабана.

Открыть дренажи и продувку пароперегревателя.

Прикрыть направляющие аппараты дымососа и дутьевого вентилятора с последующим остановом через 10 минут.

Внимательно следить за снижением уровня и при достижении растопочного уровня закрыть задвижки аварийного сброса.

Выяснить причину перепитки котла.

Вопрос о времени последующей растопки котла решается главным инженером станции, после тщательного осмотра пароперегревательных поверхностей котла.

7.5. Разрыв экранной трубы.

7.5.1. Причины повреждения экранных труб:

Упуск воды из барабана котла ниже - 100мм. и непринятие своевременных мер по ликвидации аварии;

Образование паровых мешков в экранных трубах при нарушении циркуляции;

Наличие накипи внутри труб (наиболее распространенная причина появления отдушин, свищей и разрывов труб) вследствие питания котла неудовлетворительной по качеству водой, ведения неправильного режима химической обработки и неудовлетворительного контроля за качеством котловой и питательной воды;

Закупорка труб во время монтажа или ремонта посторонними предметами;

Больших пропусках дренажной арматуры;!

Износ труб струёй пара, вытекающей из ранее поврежденных труб и своевременно незамеченных "подлазов";

Несоответствие материала труб или дефектное изготовление труб на заводе, монтажа или во время ремонта.

7.5.2. Признаками разрыва экранных труб является:

Резкий шум истекающего пара в топке и газоходах котла;

Резкое увеличение расхода воды на котел и снижение расхода пара;

Быстрое снижение уровня воды в барабане и падение давления пара;

Выбивание пара и газов из лючков в обмуровке котла;

Резкое снижение разрежения в топке вплоть до зашкаливания на "плюс".

7.5.3.Действие персонала при разрыве труб экрана:

После останова дымососов при необходимости поддерживать разрежение в верху топки 3 - 5 мм направляющими аппаратами дымососов.

7.6. Разрыв водоспускной трубы.

7.6.1. Причины повреждения водоуказательных труб:

Недостаточная компенсация тепловых расширений при защемлении нижних камер или самих водоспускных труб;

Некачественная сварка стыков;

Коррозия металла труб;

Нарушение технологии производства гибов (изменение структуры металла, утонение стенки, нарушение прочности и пластичности);

Усталость металла.

7.6.2. Признаки разрыва водоспускной трубы:

Сильный шум в КТО-1 и заполнение паром помещения КТО-1;

Быстрое снижение уровня воды в барабане и падение давления пара в котле;

Расхождение показаний паромера и водомера (резкое увеличение расхода воды и снижение расхода пара).

7.6.3. Действия персонала при разрыве водоспускной трубы:

Немедленно отключить котел ключом аварийного останова;

Следить за уровнем в барабане;

Удалить из опасной зоны весь персонал, оградить опасную зону.

7.7. Разрыв главного паропровода.

7.7.1. Разрыв главного паропровода может быть вызван следующими причинами:

Гидравлическими ударами в паропроводе;

Недостаточной компенсацией тепловых перемещений или защемлением трубопровода;

Неудовлетворительным качеством металла (включая применение марок стали, не соответствующих проекту);

Ползучестью металла паропровода;

7.7.2. Признаки разрыва:

Сильный шум истекающего пара и заполнение паром помещений КТО-1;

Резкое снижение давления за котлом;

Резкий подъем ("набухание" уровня воды в барабане котла;

Если разрыв произошел до расходомерной шайбы, то появится большая разница в показаниях расходомеров воды и пара.

7.7.3. Действие персонала при разрыве паропровода:

Немедленно отключить котел ключом аварийного останова;

Закрыть задвижки перед турбиной;

Следить за уровнем в барабане,

Усиленно вентилировать помещение КТО-1, создавая тягу открытием окон и дверей;

7.8. Повреждение питательного трубопровода.

7.8.1. Возможные неполадки, аварии с питательными трубопроводами могут быть вызваны:

Вибрацией трубопровода, гидравлическими ударами;

Неудовлетворительным креплением, трубопроводов;

Выбиванием прокладок, сальников на арматуре питательного трубопровода;

Неисправностью регулирующих клапанов, запорных задвижек, обратных клапанов;

Некачественной сваркой стыков.

При гидравлических ударах и вибрации трубопровода машинист котла обязан выяснить причину гидравлических ударов и вибрации.

7.8.2. Признаками аварии питательных трубопроводов могут быть:

Падение давления в питательной линии;

Сильный шум и выделением пара;

Расхождение показаний паромера и водомера;

Снижение уровня в барабане котла.

При выбивании прокладок, сальников арматуры и сильной течи необходимо в согласовании с НСС перевести питание котла на резервную линию и отключить участок трубопровода с неисправной арматурой.

Если не удается перевести питание котла на "резервный питательный трубопровод или отключение поврежденного участка связано с тем, что котел остается без питания водой (уровень удержать нельзя при понижении нагрузки на котле) котел аварийно останавливается.

7.8.3. При разрыве питательного трубопровода следует немедленно:

Отключить котел ключом аварийного останова;

Удалить весь персонал из опасной зоны, оградить опасную зону.

7.9. Выход из строя всех водоуказательных приборов.

Если в работе отказали все водоуказательные приборы необходимо немедленно отключить котел ключом аварийного останова.

После восстановления в работе не менее двух водоуказательных приборов и при совпадении их показаний котел растапливается с разрешения НСС.

7.10. Падение давления в питательной магистрали и выход из строя всех питательных насосов.

7.10.1. Падение давления в питательной магистрали может произойти:

Вследствие останова или неисправности питательных насосов;

Срыва работы питательных насосов от понижения давления в деаэраторе;

Вследствие разрыва питательного трубопровода;

Вследствие ошибочных действий персонала при переключениях в схемах трубопроводов;

Открытия рециркуляции ПЭН.

7.10.2. При падении давления в питательной магистрали необходимо:

Сообразуясь с обстоятельствами принять все меры по восстановлению давления в питательном трубопроводе;

Если произошло понижение давления в питательном трубопроводе, то необходимо разгрузить котел и турбину, понизить давление в барабане котла до величины, обеспечивающей нормальный уровень воды в котле.

При выходе из строя всех питательных насосов, т.е. когда давление воды в питательном трубопроводе упало до величины давления в котле и восстановление давления затягивается, машинист блока обязан, если не сработала защита при уровне - 100 мм., немедленно погасить котёл и принять срочные меры через НСС по пуску питательных насосов.

7.11. Выход из строя 50% предохранительных клапанов.

7.11.1. На котле установлено 4 импульсных предохранительных клапана настроенных на давление 116 ати с импульсами избарабана и на давление 105 ати с импульсами от выходной камеры перегретого пара.

7.11.2. Ключи управления предохранительными клапанами должны находиться в положении "автоматика".

7.11.3. При достижении давления в котле указанных выше значений предохранительные клапаны должны срабатывать автоматически.

С ЦТЩУ возможно дистанционное открытие и закрытие предохранительных клапанов.

7.11.4. Предохранителъные клапана могут не подрываться дистанционно и автоматически по следующим причинам:

Пропало напряжение в схеме эл. питания импульсных предохранительных клапанов;

Отсырела обмотка соленоидов (индукционных катушек) рычажных клапанов;

Механические повреждения (перекос штоков рычажных и главных клапанов, прикипание тарелок рычажных клапанов, заклинило поршень главного клапана, сильное натяжение возвратной пружины и др.);

Повреждение контактных манометров;

Смещение груза на рычажных клапанах;

Замораживание импульсных линий.

7.11.5. Подъем давления в барабане котла и в паропроводе выше нормальных величин 110 ати и 100 ати может быть вызван следующими причинами:

Сбросом нагрузки на турбине и когда персонал не принял своевременных мер по сокращению подачи топлива и открытию продувки пароперегревателя;

В результате ненормального горения, когда было допущено забрасывание топлива в область ширм, конвективного пароперегревателя и на под топочной камеры.

7.11.6. Персонал должен помнить, что превышение давления на котле выше нормального до уставок срабатывания предохранительных клапанов может произойти из-за несвоевременного принятия мер по снижению давления (открытие продувки пароперегревателя, уменьшение подачи топлива и т.д.).

7.11.7. При выходе из строя 50% предохранительных клапанов, когда клапаны не работают дистанционно и вручную, и давление в барабане котла и паросборной камере поднялось до величины установки срабатывания рабочих предохранительных клапанов, и продолжает расти - машинист блока обязан немедленно погасить котел ключом аварийного останова.

После снижения давления на котле до 100 ати закрыть продувку пароперегревателя.

7.11.8. Растопку котлоагрегата разрешается производить только после выяснения и устранения причин выхода из строя предохранительных клапанов.

Примечание: При растопке необходимо опробовать и отрегулировать предохранительные клапана до установки срабатывания их.

7.12. Повреждение труб пароперегревателя.

7.12.1. Причинами повреждения труб пароперегревателя могут быть:

Дефекты в металле труб пароперегревателя;

Скопление конденсата в нижних камерах настенного пароперегревателя;

Конструктивные дефекты пароперегревателя, неравномерное распределение пара по змеевикам, малые скорости пара, наличие газовых коридоров между змеевиками и др.;

Неудовлетворительное ведение топочного режима, вызывающее повышение температуры газов перед пароперегревателем, затягивание факела и горение в области пароперегревателя, температурные перекосы по ширине топки;

Близкое расположение факела к настенному пароперегревателю во время растопки котла;

Внутреннее загрязнение змеевиков из-за плохого качества пара и котловой воды;

Защемление змеевиков и недостаточная компенсация температурных расширений;

7.12.2. Признаки разрыва труб пароперегревателя:

Перекос по температурам в газоходе;

Разница в показаниях паромера и водомера;

Шум в области пароперегревателя;

Неустойчивое горение, повышенная пульсация в топке;

Забивание дымовых газов и пара через лючки и неплотности в обмуровке.

7.12.3. Действия персонала при повреждении труб пароперегревателя.

При свищах на трубах пароперегревателя, истекающим паром, могут быть повреждены соседние змеевики, поэтому необходимо:

Немедленно связаться о НСС и администрацией службы и согласовать с ними вопрос об отключении котла. Время отключения устанавливает главный инженер станции;

При получении разрешения на останов котла, приступить к нормальному его останову;

Дымососы останавливаются после удаления пара из газоходов котла;

Тщательно контролировать температуру змеевиков пароперегревателя, не допуская увеличения выше нормы.

7.13. Повреждение основных элементов котла.

7.13.1. Образование выпучин и трещин с угрожающими парениями в теле барабана, коллекторах или камерах котла может быть вызвано следующими причинами:

Нарушение режима растопки котла, когда разность температур между верхом и низом барабана по образующим неоднократно превышала 40°С;

Некачественной сваркой стыков;

Ползучестью и разупрочнением металла в результате частых знакопеременных нагрузок;

Гидравлическими ударами;

Недостаточной компенсацией температурных удлинений при защемлении на опорах;

Неудовлетворительным качеством металла (в том числе применение марок стали, не соответствующих проекту);

Эксплуатационными нарушениями, связанными с перепиткой, упуском и превышением давления в котле выше нормального.

7.13.2. При появлении в основных элементах котла (барабане, паросборных камерах, паропроводе, водоспускных трубах) выпучин и трещин с угрожающими последствиями, когда дальнейшая эксплуатация котла создает опасность для обслуживания персонала и угрозу целостности котлоагрегата, машинист блока обязан:

Доложить о случившемся начальнику смены;

С разрешения НСС произвести нормальный останов котла;

Следить за температурой металла барабана и газовоздушного тракта, производить нормальное расхолаживание котла.

7.13.3. Персонал должен оградить места повреждений и вывесить предупредительные плакаты - "Проход закрыт", "Опасная зона", исключающие проникновение персонала в опасную зону.

7.14. Разрушение обмуровки и нагревание каркаса котла до красна.

7.14.1. Причины разрушения обмуровки, сводов топки:

Неудовлетворительный режим горения в топке, сосредоточение высоких температур вблизи незащищенных экранов участков обмуровки, работа с давлением в топке;

Взрывы и хлопки в топке и газоходах, пульсация факела;

Неудовлетворительный ремонт обмуровки, укладка и подвеска щитов с обитыми кромками и углами, допущение повышенных размеров температурных швов или недостаточные их размеры, недостаточная просушка обмуровки после ремонта или чрезмерно быстрая растопка котла после ремонта и т.п.;

Неудовлетворительное качество обмуровки. Персонал, обслуживающий котлоагрегат, обязан следить за состоянием обмуровки топки и газоходов котла, осматривая их через гляделки, лазы, проверяя на ощупь наружную температуру обмуровки и каркаса при осмотрах котлоагрегата.

7.14.2. Признаки повреждения обмуровки топки:

Просветы при разрушении внутренней и внешней стороны обмуровки;

Нагревание обшивки топки котла или каркаса (имеет место при износе и обрушении внутренней части обмуровки топки)

7.14.3. Меры по предупреждению развития аварии и ликвидации аварии с обмуровкой:

В случае повреждения обмуровки, угрожающем обвалом иди при нагревании каркаса котла до красна, котел должен быть немедленно остановлен;

При незначительных разрушениях обмуровки, когда образовавшиеся просветы незначительны, допускается работа котла с принятием мер по защите каркаса котла от нагревания. Одновременно должна быть снижена нагрузка на котле, увеличено разрежение в топке. Тщательно контролировать состояние обмуровки и каркаса;

Средством облегчения работы обмуровки является снижение температуры в топке путем увеличения избытка воздуха.

7.14.4. Действия персонала при разрушении обмуровки и разогреве каркаса котла до красна:

Доложить начальнику смены КТО-1 о немедленной остановке котла;

С разрешения НСС производится нормальный останов котла;

Следить за состоянием обмуровки, каркаса, температурой металла барабана и производить нормальное расхолаживание котла.

7.15. Загорание сажи в хвостовой части газоходов.

7.15.1. Неполное сгорание топлива с сажеобразованием, помимо больших потерь с механическим недожогом, грозит отложением легковоспламеняющихся продуктов неполного горения в газоходах котла.

Эти отложения при неудовлетворительной очистке поверхностей нагрева и газоходов смогут накопиться в значительном количестве, при соответствующих условиях воспламениться и надолго вывести из строя котлоагрегат или его отдельные элементы.

7.15.2. Для предупреждения загорания сажи в газоходах котла необходимо:

Не допускать работу топки с химическим или механическим недожогом, вследствие недостаточного избытка воздуха или непра­вильного его распределения по горелкам;

Не допускать затягивания факела в верхнюю часть топки;

Вести процесс горения таким образом, чтобы обеспечить полное сгорание топлива при минимально допустимом избытке воздуха;

Своевременно и тщательно производить очистку поверхностей нагрева и газоходов котла.

7.15.3. Загорание сажи, скопившейся в газоходах котла, может быть обнаружено по возрастанию температуры уходящих газов и горячего воздуха, уменьшению разрежения в топке.

При загорании несгоревшего топлива в газоходах котла необходимо немедленно:

Остановить дымососы и дутьевые вентиляторы и плотно закрыть их направляющие аппараты;

Внимательно следить за температурой газов в области воздухоподогревателей, водяного экономайзера.

7.15.4. После прекращения горения и достаточного остывания обмуровки котла осмотреть газоходы и убедиться в отсутствии в них горящих очагов.

При отсутствии горящих очагов и повреждений, вызванных горением, приступить к очистке хвостовых поверхностей и, если котел не получил серьезных повреждений, подготовить его к растопке и растопить по указанию НСС.

7.16. Пожар в котельном отделении, угрожающий оборудованию и персоналу.

7.16.1. При пожаре в КТО-1 немедленно вызвать пожарную команду одновременно сообщить о пожаре НСС и администрации службы.

7.16.2. До прибытия пожарной команды персонал смены обязан:

Приступить к ликвидации пожара под руководством начальника смены всеми имеющимися в распоряжении вахтенного персонала средствами. Персонал КТО-1 обязан знать место нахождения кранов со шлангами огнетушителей и песка;

Если очаг горения грозит повреждением токоведущим кабелям, начальник смены обязан немедленно сообщить об этом НСС и потребовать снятия напряжения;

Если очаг горения грозит повреждением оборудования или цепям дистанционного управления отключающей арматуры, входящей в систему защиты котла, начальник смены обязан остановить данный агрегат;

В случае воспламенения газа на котле или котельном оборудовании необходимо немедленно отключить поврежденный участок, при невозможности отключения котел должен быть немедленно остановлен. Тушение пожаров производить в соответствии с оперативным планом тушения пожаров в КТО-1.

7.16.3. При прибытии пожарной части начальник смены обязан установить связь с начальником пожарной части и производить контроль, чтобы бойцами пожарной команды не нарушались инструкции и не принимались меры, могущие вызвать аварию работающего оборудования (попадание воды на эл. двигатели, кабели, электросборки и т.п.).

7.17. Останов дымососов или вентиляторов.

7.17.1. При останове обоих дымососов или обоих вентиляторов при несрабатывании защиты на останов котла, машинист обязан погасить котел и производить нормальное его расхолаживание.

7.17.2. Выяснить причину останова соответствующего оборудования и после устранения неисправностей с разрешения НСС приступить к растопке котла по графику растопки.

7.17.3. При отключении одного ДВ или ДС разгрузить котел до нагрузки максимально возможной на одном ДВ и ДС.

7.18. Повышение температуры перегретого пара свыше - 510°С.

7.18.1. Повышение температуры перегретого пара свыше нормы может быть:

При большом разрежении в топке, когда факел затягивается в область пароперегревателя;

При понижении температуры питательной воды;

При большом избытке воздуха в топке;

При недостатке воздуха в топке, когда факел затягивается в область пароперегревателя, где происходит догорание топлива;

При загорании отложений на испарительных поверхностях нагрева;

При сбросе нагрузки турбиной.

7.18.2. Действия персонала при повышении температуры пара свыше нормы.

Для снижения высокого перегрева пара необходимо:

Увеличить впрыск в пароохладители;

Убавить разрежение в топке до нормального, если оно завышено;

Избыток воздуха в топке довести до норм, установленных режимной картой и обеспечить полное сгорание топлива;

Уменьшить форсировку топки;

Обеспечить повышение температуры питательной воды. При сбросе нагрузки, кроме указанных мер по снижению перегрева открыть продувку пароперегревателя.

7.19. Снижение температуры перегретого пара ниже 490°С.

7.19.1. Причинами резкого снижения температуры перегретого пара помимо перепитки котла могут быть:

Резкое увеличение нагрузки котла, влекущее за собой усиленное парообразование, результатом чего является колебание уровня воды в котле с забросом ее в пароперегреватель;

Вспенивание и броски воды в барабане (вспенивание воды в котле может быть из-за высокого солесодержания или фосфатов в результате неправильного ведения водного режима);

Резкое повышение уровня воды в барабане, которое может произойти от резкого снижения давления пара в котле;

Повышенный уровень воды в котле (выше +50 мм) во время набора нагрузки;

Недостаточное количество воздуха в топке.

7.19.2. Действия персонала при резком понижении температуры перегретого пара.

При резком понижении температуры перегретого пара необходимо:

Закрыть впрыск в пароохладитель;

Усилить контроль за температурой пара перед турбиной;

При необходимости открыть дренажи перед ГПЗ;

Снизить нагрузку котла;

Снизить уровень воды в барабане до - 30 мм р ниже среднего уровня.

Если снижение температуры перегрева произошло в период резкого повышения нагрузки котла, снизить нагрузку и не допустить повторения бросков.

При колебаниях уровня воды (даже после снижения нагрузки котла) и повышенном солесодержании, что указывает на нарушение режима котловой воды, следует:

Полностью открыть непрерывную продувку котла;

Сообщить о случившемся начальнику смены химической службы, вызвать лаборанта (для установления режима котловой воды) и потребовать улучшения её качества.

При вспенивании воды в барабане, вследствие резкой посадки давления, может одновременно нарушиться циркуляция воды в котле.

Для предупреждения разрыва труб, резкого понижения температуры и давления пара следует не допускать форсировки котла и увеличения расхода пара при наборе нагрузки выше 10-15 т/мин, принять меры к постепенному повышению давления в котле.

7.20. Повреждение труб водяного экономайзера конвективного пароперегревателя.

7.20.1. Повреждение труб водяного экономайзера КПП могут произойти по следующим причинам:

Трещины в сварных стыках;

Из-за коррозии металла;

Из-за пережога металла при нарушении топочного режима котла;

Из-за естественной отбраковки некачественно изготовленных труб и сварных стыков.

7.20.2. Признаки разрыва труб водяного экономайзера КПП:

Различие в показаниях паромера и водомера (повышенный расход воды);

Шум в области водяного экономайзера и пароперегревателя;

7.20.3. При повреждении труб водяного экономайзера и КПП необходимо:

Перевести питание котла на ручное, отключить автоматику;

Усилить питание котла водой и контроль за уровнем в барабане, сообщить о случившемся НСС.

7.20.4. При обнаружении свища в трубах водяного экономайзера и КПП время останова котла устанавливается главным инженером станции.

В случае разрыва трубы водяного экономайзера или КПП при невозможности удержать уровень воды в барабане машинист обязан сообщить об этом начальнику смены или НСС и аварийно остановить котел с прекращением питания.

7.21. Взрыв газов в топке и газоходах котла.

7.21.1. Взрыв газов в топке и газоходах котла может произойти от большого количества скопившейся смеси газа с воздухом в топке и по всему тракту при мгновенном воспламенении от внесенного в топку зажигательного факела или от высокой температуры в топке.

7.21.2. Необходимо помнить, что взрыв в топке и газопроводах котла сопровождается разрушениями обмуровки, газоходов, дымососов и других элементов котла.

7.21.3. Причинами взрыва газов в топке и газоходах котла могут быть:

Обрыв факела в топке и неправильные действия персонала при повторной растопке;

Несоблюдение режима растопки котла, неудовлетворительный контроль за факелом;

7.21.4. При хлопке в топке, без погасания ее, когда нет существенных нарушений, следует установить нормальное разрежение в топке и давление воздуха перед горелками и постепенно восстановить горение в топке.

7.21.5. Персонал (ст. машинист, машинист-обходчик) по указанию начальника смены обязан осмотреть котел с целью выявления причин взрыва (хлопка) и наличия разрушений, закрыть лючки и гляделки.

7.21.6. При взрыве газов в топке и газоходах котла с разрушением обмуровки, деформацией труб и т.д., машинист котла обязан аварийно остановить котлоагрегат.

7.22. Обрыв факела.

7.22.1. Обрыв факела может произойти по следующим причинам:

При снижении давления в газопроводе;

Зависания топлива в промбункере;

Снятия напряжения с приводов пылепитателей;

Снижение давления воздуха перед горелками.

7.22.2. Если произошел обрыв факела необходимо:

Немедленно прекратить подачу топлива в топку закрытием отсечного и газового клапана и, закрыв задвижки у горелок на подводе к котлу;

Отключить пылепитатели;

Закрыть главные паровые задвижки, тщательно следить за уровнем воды в барабане, температурой пара, металла и газового тракта;

Открыть продувку пароперегревателя;

Провентилировать топку, горелки и газоходы котла в течение 10 мин, взять анализ воздуха в топке на отсутствие метана;

Выяснить и устранить причину погасания и только после этого приступить к растопке котла.

7.23. Снижение давления в газопроводе.

7.23.1. Падение давления в газопроводе может произойти по следующим причинам:

Ошибочные действия персонала при;переключениях схем газопроводов;

Механические повреждения клапанов, задвижек и т.д.;

Разрыв газопроводов.

7.23.2. Действия персонала:

Сообщить о случившемся НСС;

Снизить нагрузку котла, приступить к подготовке схемы резервного топлива и (при наличии пыли в бункере) перевести часть горелок на сжигание пыли;

Перевести питание котла с автоматического на дистанционное;

В случае резкого снижения температуры перегретого пара и если включение резервного топлива задерживается, отключить котел ключом аварийного останова;

Разгрузить дымососы и вентиляторы с последующим их остановом;

Выяснить причину падения давления, газа, при необходимости перейти на резервную нитку ГРП.

7.24. Частичный и полный сброс нагрузки.

Сброс нагрузки это внезапное быстрое уменьшение и полное прекращение потребления пара турбиной.

7.24.1. Признаки сброса нагрузки:

Резкое повышение давления пара в барабане котла и паропроводах;

Снижение паросъёма;

Быстрое повышение уровня воды в барабане.

7.24.2. Если сброс нагрузки турбины частичный, то необходимо снизить нагрузку на котле понижением давления газа перед горелками.

7.24.3. При полном сбросе нагрузки турбины, необходимо:

Открыть продувку пароперегревателя в атмосферу и уменьшить расход газа на котел регулирующим газовым клапаном;

Закрыть воду на пароохладители;

Следить за питанием котла, поддерживая нормальный уровень в барабане;

При повышении уровня в барабане выше +50 мм, открытием аварийного сброса, снизить уровень до нормального;

7.24.4. При полном сбросе нагрузки с отключением электрических собственных нужд, необходимо:

Немедленно вручную закрыть газовый регулирующий клапан и задвижки на газопроводах к горелкам;

Прикрыть направляющие аппараты дымососов и вентиляторов;

Сквитировать ключи управления всех отключающих двигателей;

Если давление пара в барабане перешло красную черту и контрольные клапана не подорвались, подорвать их дистанционно с ТЩУ по одному с каждой стороны;

Закрыть регулирующие клапаны на узле питания;

Закрыть регулирующие клапаны на пароохладители.

7.24.5. Во всех случаях необходимо:

Действовать быстро, точно, соблюдая правила эксплуатации и техники безопасности;

Сообщить о случившемся администрации службы;

Тщательно следить за уровнем воды в барабане и температурой верха и низа металла барабана змеевикам и паропроводам, не допуская отклонения выше нормы;

Держать связь с НСС и начальником смены КТО-1, выполняя все их указания по ликвидации аварийного положения.

7.25. При исчезновении напряжения на приборах контроля.

7.25.1. Показания всех регистрирующих приборов остаются в одном положении.

7.25.2. Действия персонала:

Немедленно доложить НСС и НС КИПиА и потребовать восстановления напряжения;

Нагрузку котла поддерживать постоянной;

Направить машиниста-обходчика для контроля за уровнем в барабане по водоуказательным колонкам и давления в барабане и сообщить машинисту котла по телефону.


Похожая информация.


Читайте также: