Техника безопасности при устройстве монолитных фундаментов. Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций. Монтаж подкрановых балок

Организация и технология выполнения работ по монтажу сборных ленточных фундаментов

Указания по производству работ монтажу сборных ленточных фундаментов

Требования к качеству выполнения работ

Материально-технические ресурсы необходимые для

Монтажа сборных ленточных фундаментов

Охрана окружающей среды и правила техники безопасности при монтаже сборных ленточных фундаментов

Общие положения и основные элементы сборных ленточных фундаментов

Различаются мелкозаглубленные и заглубленные ленточные фундаменты.

Сборные ленточные фундаменты состоят из сборных фундаментных подушек, армированных по расчету, выше которых устраиваются стены.

Заглубленная конструкция ленточного фундамента устраивается в строениях с тяжелыми стенами или перекрытиями на пучинистом грунте. Такой тип устраивается, если в проекте предусматривается подвальное помещение. Глубина заложения должна быть на 200-300 мм ниже глубины промерзания. Заглубленные ленточные фундаменты требуют больших расходов материала. Для стен, находящихся внутри строения, устраивается менее глубокие на 400-600 мм.

Заглубленные ленточные фундаменты в сравнении с мелкозаглубленными являются более прочными и устойчивыми благодаря их нижней части, находящейся ниже глубины промерзания грунтовых вод. Но в таком случае резко увеличивается расход материала и затраты труда.

Схема железобетонного сборного ленточного фундамента.

На сухом или песчаном грунте ленточные фундаменты закладываются и выше уровня промерзания, но не меньше чем 500-600 мм от уровня земли.

На сильно пучинистом и промерзающем грунте закладывается редко.

Сборный часто применяется не только в промышленном и гражданском строительстве, но и при постройке коттеджа и индивидуального жилого дома.

Положительной стороной устройства этого фундамента является резкое сокращение сроков строительных работ, появляется возможность увеличить нагрузку на конструкцию после ее недолгой выдержки на финальной стадии монтажа. Не стоит забывать, что возведение такого типа основания будет дороже монолитного и потребуется помощь грузоподъемной техники.

Отрицательной стороной является прочностной показатель, так как у сборного он на 20-30% хуже по сравнению с монолитным. Сборные виды невозможно усиливать дополнительной арматурой, потому что блоки выпускаются согласно типовому проекту. Усиление таких фундаментов может достигаться с помощью сетки, укладываемой между рядами блоков, но даже этот способ не дает желаемого результата, как это делается при пространственном армировании монолитных фундаментов.

Железобетонные фундаментные плиты-подушки и бетонные стеновые блоки унифицированы, номенклатура предусматривает их разделение на четыре группы, каждая из которых отличается воспринимаемой нагрузкой. Для повышения жесткости сооружения, для выравнивания осадок при строительстве на слабых грунтах и в качестве антисейсмических мероприятий сборные фундаменты усиливают армированными швами или железобетонными поясами, устраиваемыми поверх фундаментных подушек или последнего ряда стеновых фундаментных блоков по всему периметру здания на одном уровне.

При песчаных грунтах фундаментные блоки укладывают непосредственно на выровненное основание, при других грунтах - на песчаную подушку толщиной 10 см. Под подошвой фундаментов нельзя оставлять насыпной или разрыхленный грунт, его необходимо удалить и вместо него засыпать песок или щебень. Углубления в грунтовом основании высотой более 10 см заполняют монолитным бетоном. Ширину и длину песчаного основания делают на 20...30 см больше размеров фундамента, чтобы блоки не свисали с песчаной подушки.

Фундаментные блоки укладывают по схеме их раскладки в соответствии с проектом (рис.1), чтобы обеспечить разрывы для прокладки труб водоснабжения, канализации и других вводов.

Рис.1. Монтаж сборных ленточных фундаментов:

1 - фундаментная подушка; 2 - стеновой блок; 3 - песчаная подготовка; 4 - арматурный пояс; 5 - постель из раствора; 6 - заделка стыка монолитным бетоном; 7 - строповка блока

Монтаж начинают с установки маячных блоков по углам и в местах пересечения стен. Фундаментный блок подается краном к месту укладки, наводится и опускается на основание, незначительные отклонения от проектного положения устраняют, перемещая блок монтажным ломиком при натянутых стропах. При этом поверхность основания не должна быть нарушена. Стропы снимают после того, как блок займет правильное положение в плане и по высоте. Разрывы между блоками ленточного фундамента и боковыми пазухами в процессе монтажа заполняют песком или песчаным грунтом и уплотняют.

При монтаже фундаментов под колонны тщательно контролируют положение устанавливаемых блоков относительно основных осей. С помощью нивелиров контролируют положение блоков по высоте, у блоков стаканного типа проверяют отметку дна стакана, у других - верхней плоскости блока.

Монтаж стен подвала (стеновых блоков) начинают после проверки положения уложенных фундаментных блоков (подушек) и устройства гидроизоляции. Если в проекте отсутствуют особые указания, то в качестве изоляции расстилают слой раствора толщиной 2...3 см по очищенной поверхности фундаментов; раствор одновременно служит выравнивающим слоем.

В соответствии с монтажной схемой на фундаментах размечают положение стеновых блоков первого (нижнего ряда), отмечая места вертикальных швов. Монтаж начинают с установки маячных блоков в углах и местах пересечения стен на расстоянии 20...30 м друг от друга. После установки маячных блоков на уровне их верха натягивают шнур - причалку, по которому устанавливают рядовые блоки.

При производстве подземных работ необходимо соблюдать правила и нормы по безопасному ведению горнопроходческих работ, утвержденные в установленном порядке министерствами и ведомствами.

Для каждого подземного объекта строительства должны быть утверждены мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий, а работающие должны быть обучены правилам поведения во время возможных аварий. До начала подземных работ должны быть выполнены мероприятия по обеспечению сохранности существующих подземных и надземных коммуникаций, зданий и сооружений. Руководители подземных работ перед началом их выполнения должны быть ознакомлены с геологическими и гидрогеологическими условиями участка работ. При изменении условий, создающих возможность возникновения аварий, работы следует остановить до принятия соответствующих мер. Каждый участок должен быть обеспечен запасом инструмента, материалов, средств пожаротушения и других средств, необходимых при ликвидации аварии, а также указаниями по их применению. Временное крепление подземных выработок следует производить согласно технологической карте (паспорту крепления).

При проходке стволов находящиеся в забое рабочие должны быть защищены предохранительным настилом от падения предметов сверху.

При проходке туннелей щитами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

  • o смонтированный шит, его механизмы и приспособления разрешается вводить в эксплуатацию лишь после их приемки по акту;
  • o разрабатывать грунт следует только в пределах козырьков шита;
  • o передвигать щит на расстояние, превышающее ширину кольца обделки, не допускается;
  • o в неустойчивых, слабых грунтах лоб забоя следует закрепить временной крепью, а в сыпучих грунтах - применять, как правило, щиты с горизонтальными площадками, число которых надлежит предусматривать, исходя из условий обеспечения устойчивости откоса грунта на площадках;
  • o передвигать шит разрешается только в присутствии и под руководством сменного мастера или производителя работ, не допуская при этом пребывания людей у забоя, за исключением наблюдающих за креплением.

Все электрооборудование, применяемое в подземных выработках, при наличии взрывоопасных условий должно быть во взрывобезопасном исполнении. Питание рабочего и аварийного электрического освещения шахт, штолен и туннелей следует осуществлять от разных источников.

Выработки или участки туннеля, где устанавливается электротехническое оборудование, должны быть закреплены крепью из несгораемых материалов.

При проходке шахт и туннелей должна быть обеспечена вентиляция с местной вытяжкой от участков сварочных и других работ, связанных с выделением вредных веществ. При горизонтальном продавливании труб пребывание рабочих в них допускается при диаметре трубы не менее 1200 мм и длине не более 40 м. Длительность непрерывного пребывания рабочего внутри трубопровода не должна превышать 1 ч, а интервалы между рабочими циклами устанавливаются не менее 30 мин. Трубопровод длиной 10 м и более необходимо обеспечивать принудительной вентиляцией с подачей свежего воздуха не менее 10 м3/ч. Горизонтальное продавливание труб с ручной разработкой грунта внутри них допускается только при условиях, исключающих прорыв в забой газов, воды или содержимого выгребных ям. С рабочими, занятыми внутри трубопровода, должна быть обеспечена двусторонняя связь.

Требования безопасности при устройстве фундаментов

К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, обученные и проинструктированные в соответствии с требованиями руководящих документов по вопросам охраны труда.

К числу опасных и вредных производственных факторов при устройстве фундаментов относятся:

  • o вращающиеся части машин и оборудования;
  • o перемещаемые грузы;
  • o электрический ток;
  • o острые концы арматурных стержней;
  • o вибрация;
  • o возможность обрушения штабелей блоков и стен из блоков, грунта.

Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям:

  • o при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее 2 м - для каменных работ, 1 м - для монтажных;
  • o для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры должны быть установлены лестницы, переходные мостики и трапы с ограждениями;
  • o зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и обозначена предупредительными надписями и плакатами;
  • o на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением должны быть оборудованы проходы шириной не менее 0,6 м;
  • o ограждения вращающихся частей машин и оборудования должны находиться в исправности и надежно закреплены;
  • o корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления должны быть заземлены;
  • o сигнализирующие устройства должны быть исправными;
  • o в темное время суток необходимо хорошее освещение рабочих мест.

При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается. Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека. Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования. При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м. Разборку опалубки всех типов производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - по перечню, установленному проектом, с разрешения главного инженера. При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам. Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам. Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.

При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя.

Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона следует производить только при неподвижном смесительном барабане. При выгрузке бетонной смеси из кузова бетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании бетоновоза. Очистку поднятых кузовов автомобилей-самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью.

При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать правила строповки бункеров-бадей, сигналы, подаваемые крановщику, безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.

При укладке бетонной смеси запрещается:

  • o производить подъем бункера-бадьи, не убедившись в надежности строповки;
  • o открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;
  • o работать с неисправным механизмом открывания затвора;
  • o раскачивать подвешенную бункер-бадью.

При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетонщик должен знать: правила безопасной работы с ручными электрическими машинами, а также правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.

При уплотнении бетонных смесей запрещается:

  • o работать с неисправным вибрационным оборудованием;
  • o в отсутствие дежурного электрика самостоятельно подключать вибрационную технику к распределительным электрощитам;
  • o работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;
  • o работать без резиновых перчаток и сапог.

Сигналы машинисту крана должно подавать одно лицо, знающее порядок обмена сигналами. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. До подъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового(капронового)каната.

К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, обученные и проинструктированные в соответствии с требованиями руководящих документов по вопросам охраны труда.

К числу опасных и вредных производственных факторов при устройстве фундаментов относятся:

· вращающиеся части машин и оборудования;

· перемещаемые грузы;

· электрический ток;

· острые концы арматурных стержней;

· вибрация;

· возможность обрушения штабелей блоков и стен из блоков, грунта.

· Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям:

· при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее 2 м

· для каменных работ, 1 м для монтажных:

для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры должны быть установлены лестницы, переходные мостики и трапы с ограждениями:

· зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и обозначе

· на предупредительными надписями и плакатами;

· на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением должны быть оборудованы проходы шириной не менее 0,6 м;

· ограждения вращающихся частей машин и оборудования должны

· находиться в исправности и надежно закреплены;

· корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления должны быть заземлены;

· сигнализирующие устройства должны быть исправными;

· в темное время суток необходимо хорошее освещение рабочих мест.

При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается.

Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека. Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования. При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м. Разборку опалубки всех типов производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций по перечню, установленному проектом,с разрешения главного инженера.

При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам. Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам. Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.

При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя. Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона следует производить только при неподвижном смесительном барабане. При выгрузке бетонной смеси из кузова бетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании бетоновоза. Очистку поднятых кузовов автомобилей самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью. При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать правила строповки бункеров-бадей, сигналы, подаваемые крановщику, безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.

При укладке бетонной смеси запрещается:

· производить подъем бункера бадьи, не убедившись в надежности строповки;

· открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;

· работать с неисправным механизмом открывания затвора;

· раскачивать подвешенную бункер-бадью.

При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетоншик должен знать: правила безопасной работы с ручными электрическими машинами, а также правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.

При уплотнении бетонных смесей запрещается:

· работать с неисправным вибрационным оборудованием;

· в отсутствие дежурного электрика самостоятельно подключать Вибрационную технику к распределительным электрощитам;

· работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;

· работать без резиновых перчаток и сапог.

Сигналы машинисту крана должно подавать одно лицо, знающее порядок обмена сигналами. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. Доподъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового (капронового) каната.

Мероприятия по технике безопасности должны обеспечить безопасное ведение работ в конкретных условиях строительной площадки. Они разрабатываются в соответствии .

Бетонные и железобетонные работы

Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, необходимо изготовлять и применять в соответствии с проектом производства работ, утвержденным в установленном порядке.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на настиле опалубки, не допускается.

Разборка опалубки должна производиться (после достижения бетоном заданной прочности) с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций (по перечню, установленному проектом) - с разрешения главного инженера.

Заготовка и обработка арматуры должны выполняться в специально предназначенных для этого и соответственно оборудованных местах.

При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

  • - ограждать места, предназначенные для разматывания бухт (мотков) и выправления арматуры;
  • - при резке станками стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;
  • - складывать заготовленную арматуру в специально отведенные для этого места;
  • - закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.

Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.

При приготовлении бетонной смеси с использованием химических добавок необходимо принять меры к предупреждению ожогов кожи и повреждения глаз работающих.

Монтаж, демонтаж и ремонт бетоноводов, а также удаление из них задержавшегося бетона (пробок) допускается только после снижения давления до атмосферного.

Во время прочистки (испытания, продувки) бетоноводов сжатым воздухом рабочие, не занятые непосредственно выполнением этих операций, должны быть удалены от бетоновода на расстояние не менее 10 м.

Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверять состояние опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности следует незамедлительно устранять.

При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать вибратор за токоведущие шланга не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.

При работе автобетононасоса

К работе на автобетононасосе допускаются лица, знающие правила эксплуатации данного автобетононасоса и прошедшие практику работы на этом автобетононасосе под руководством квалифицированного оператора в течение месяца и имеющий на руках удостоверение машиниста.

Знания машинистом инструкций по эксплуатации данного типа автобетононасоса, требований техники безопасности и охраны труда и требований настоящей «Инструкции» проверяются на экзаменах квалификационной комиссией. Лица, успешно сдавшие экзамены и прошедшие практику, получают удостоверение (машиниста) на право управления данным автобетононасосом. Экзамены должны проводиться ежегодно перед началом эксплуатации автобетононасоса. Работать на автобетононасосе без указанного удостоверения запрещается.

К работе по эксплуатации автобетононасоса допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование должно проводиться не реже одного раза в год.

Заводская инструкция по эксплуатации автобетононасоса должна всегда находиться в кабине автобетононасоса.

Работать на неисправном автобетононасосе или автобетоносмесителе запрещается.

В отсутствии ИТР, руководящего работами, запрещается выполнять бетонные работы с помощью автобетононасоса, а также другие работы, не соответствующие назначению и технической характеристике машины (например, перекачка раствора).

Оператору запрещается при работающем насосе отходить от органов управления автобетононасосом более чем на 2 м, не имея при себе пульта дистанционного управления. Запрещается оставлять без присмотра пульт дистанционного управления.

При плохом самочувствии машиниста эксплуатация автобетононасоса запрещается.

Без внешнего осмотра запрещается эксплуатация автобетононасоса.

Члены бригады, выделенной строительной организацией для работы с комплектом машин должны пройти курсовое обучение и инструктаж по безопасным методам выполнения вспомогательных работ. Рабочие, обслуживающие комплект машин, должны иметь удостоверение на право работы с автобетононасосом.

Бригада, выделенная строительной организацией для работы с автобетононасосом, выполняющая слесарные и монтажные работы, а также работы по приемке и укладке бетонной смеси в конструкции и другие работы, связанные с эксплуатацией автобетононасосов, обязана выполнять действующие правила техники безопасности и охраны труда.

Перекачка бетонной смеси возможна только при установленном и выровненном с помощью аутригеров автобетононасосе.

Машинисты и рабочие комплекта машин должны работать в спецодежде, защитных касках и очках.

Открытые стоянки для автобетононасосов устраиваются на строительных площадках и оборудуются в соответствии с рекомендациями.

Во время подачи бетона с помощью бетононасоса следует соблюдать рабочие положения распределительной стрелы. Вне этих зон работы с распределительной стрелой запрещаются.

Эксплуатация автобетононасоса в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 В следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допуска, оформленного в соответствующем порядке на производство работ вблизи воздушной линии электропередачи, выданного машинисту. При установке автобетононасоса в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с нее.

Перед промывкой бетоновода посторонние лица должны быть удалены от рабочей зоны, определяемой в ППР, на расстояние не менее 10 м.

Прежде чем приступить к возведению фундаментов, все рабочие, занятые на монтаже, должны пройти специальный инструктаж по технике безопасности. Знания правил техники безопасности рабочими и инженерно-техническими работниками должны проверяться не реже 1 раза в год.

Основные положения по технике безопасности должны быть отражены в проекте организации работ по строительству объекта. С этими положениями следует ознакомить весь персонал, занятый монтажными работами. Для этого нужно перед началом работ вывесить плакаты, указывающие безопасные приемы монтажа, предупредительные надписи; отметить места складирования элементов. Опасные для движения людей и механизмов зоны должны быть огорожены или оборудованы предупредительными сигналами.

Осуществлять монтажные работы в ночное время допускается лишь при хорошем искусственном освещении. Освещать следует не только места установки элементов, но и приобъектные склады, а также зоны перемещения конструкций.

Перемещать сборные элементы над рабочими местами запрещается.

Строповку блоков следует производить только за монтажные петли, заделанные в блоках, а подъем их осуществлять специальными траверсами или стропами, прочность и надежность которых должны периодически проверяться.

Перед подъемом блока рабочий должен убедиться в правильности его строповки, после чего следует приподнять блок на высоту не более 30 см и убедиться в надежности его закрепления. Поднимать и опускать блок следует плавно, без рывков и раскачивания, строго по вертикали. Во время подъема и опускания не допускается перекручивание троса крана. Чтобы избежать этого, следует удерживать блок в определенном положении при помощи оттяжек. Не допускается подтягивание или подталкивание элементов во время их подъема и опускания.

Если возникает необходимость в этом, то подтягивание можно допустить при неподвижном положении стрелы или крана и троса в случае, когда блок находится на расстоянии не более 50 см по вертикали от места укладки. Во время подъема блока и подачи к месту укладки в зоне его движения не должны находиться люди.

Перед установкой блока он должен быть опущен над местом укладки примерно на 0,5 м от поверхности грунта, после чего осуществляется центровка и установка блока в рабочее положение. Снятие крюков с петель блока разрешается после полного окончания выверки и утановки элемента на свое место.

Оставлять поднятые блоки на время перерыва в работе не допускается. При горизонтальном перемещении поднятого элемента он должен проходить на высоте не менее 1 м от верха самого высокого предмета, находящегося на его пути.

Особое внимание должно уделяться надежности установки крана. Башенные краны допускаются к работе после осмотра их путей. Нельзя приступать к работе, если подкрановые пути будут иметь отклонения от нормального положения. В период оттаивания грунта подкрановые пути проверяются 2 раза в день.

Самоходные краны, устанавливаемые на бровке котлована, должны находиться на таком расстоянии от края откоса, при котором обеспечивается его устойчивость. В зимнее время рабочие места, проходы, трапы и т.п. должны очищаться от снега, наледи, мусора и посыпаться песком. Не допускается поднимать элементы, примерзшие к земле или друг к другу.

Читайте также: