Вы находитесь в рубрике: Реставрация, переделка и ремонт кукол. Ностальгия по детству. Или ремонт старой куклы Потрескавшееся веко у немецкой куклы как починить

Домохозяйка Ирина Вахрушева любила играть в куклы в детстве. Повзрослев, она не подозревала, что их реставрация может стать ее любимым занятием..

Ирина рассказывает, что пришла к реставрации кукол «странным» путем.

«В детстве я любила в куклы играть, но потом у меня появилась девочка и пришлось приводить своих кукол в порядок. Я увидела в интернете, что у нас на блошином рынке, что можно купить куклы Советского Союза. С тех пор стала собирать. Сломанных чиню, и целые конечно попадаются. Это связанно с моим детством и доставляет мне огромное удовольствие», - рассказывает она.

За все эти два года, она починила и отреставрировала около 150 кукол.

Основная часть её коллекции - это куклы, созданные в советское время, но есть и куклы поновее.

Самой старой кукле - 60 лет. По оценкам кукловодов, она выпускалась на продажу в 50-60-е годы XX века и является редким экземпляром в наши дни.

Чтобы найти «некрасивых» кукол существует множество способов, говорит Ирина - интернет-форумы и магазины, барахолки в Бишкеке, иногда она находит их на улице. Бывает так, что люди сами приносят своих старых кукол или присылают из-за рубежа.

Для починки кукол она использует «донорские пластмассы» - части других кукол. Самые дешевые - китайские куклы, которые идут как лом. Ирине приходится брать части других кукол для реставрации, потому что ни один производитель игрушек не выпускает запчасти для них.

Для отбеливания кожи куклы нужно использовать средство против угрей, а для очистки от грязных пятен - поставить на солнечное место на длительное время и поверхность кожи игрушки высветится и станет чистой.

На реставрацию одной куклы, по словам Ирины, уходит разное количество времени — зависит все от состояния «пациента» - можно починить за 1 день, можно за неделю, можно и за полгода.

Кроме реставрации, Ирина создает для своих кукол оригинальные наряды, которые она вяжет специально для каждой.

«Дети относятся к моему хобби с интересом, а муж иногда и повозмущаться может, но в принципе он лоялен», — поделилась с сайт Ирина.

При этом, она говорит, что она не продает отреставрированных кукол.

«Я их коллекционирую. Они уже как дети… что-ли, вот я их починила - они мне настолько близкие стали, и я не хочу с ними расставаться», - признается реставратор кукол.

В будущем Ирина планирует открыть музей кукол. Она считает что, многим было бы интересно придти и посмотреть - может быть кто-то увидит игрушку своего детства.

К нам поступил на реставрацию большой пупс Sonneberger, ростом 60 см:

У пупса множественные повреждения покрытия по всему торсу

Повреждения покрытия и трещины на ногах:

Глаза провалились внутрь головы:

После разборки куклы, стали очень явными повреждения крепежных лунок — подкосетников:

Приступаем к работе.
Приступаем к работе.
1.Этап: разбираем куклу. Композитное тело скреплено изнутри круглой толстой резинкой. Детали (ноги и руки) имеют крючки для крепления из металла. У куклы обычная схема сборки – нога закрепляется на резинке протягивается в торс – голова — в торс — нога №2, руки связываются между собой отдельно.
При разборке куклы обнаружились и ранее скрытые (или не явные) следы прежней реставрации. Так при разборке головы, когда был вынут крепеж головы, оказалось, что глаза, провалившиеся в голову, уже ремонтировались, склеивались, причем жестоким способом – эпоксидным клеем:

Причем, при предыдущем ремонте, глаза не были восстановлены полностью, не были склеены все осколки, оставлены не заделанные дыры. Второй глаз залит эпоксидным клеем — следы от предыдущего ремонта. Ресницы почти полностью отсутствуют. Восковая заливка верхних век – облупилась и загрязнилась.

2. Этап: починка глаз

Снято старое восковое покрытие с верхних век;
-сняты следы эпоксидного клея с правого глаза;
-на оба глаза наклеены новые ресницы;
-на оба глаза сделано новое покрытие верхних век (тонированная акриловая краска и глянцевый акриловый лак);
-дырка левого глаза залита прозрачным, затвердевающим гелем (при сборке стало понятно, что если этого не сделать, дырка сбоку левого глаза будет видна);
-глаза склеены, вставлены и закреплены внутри головы с помощью затвердевающей акриловой массы.

3. Этап: чистка лица .

Применен щадящий способ реставрации. Все лицо слегка почищено самой тонкой наждачной бумагой и отшлифовано сукном.Восстанавливать макияж не стала намеренно – иначе кукла приобрела бы вид перекрашенной. В этом случае лучше немного не доделать, чем сделать излишний перекрас

4.Этап: работа с торсом, ногами и руками.

Реставрация композитного тела выполнялась капитальным способом. Это поможет избежать пятен от шпаклевки и подкрасов. Полное перекрашивание композитного тела защитит от разрушения грунтовый слой, который у старых кукол становится мягким и ветхим как картон. Реставрация капитальным способом насыщает пересушенные материалы (целлюлозный и грунтовой слой) влагой из свежей шпаклевки и акриловой краски, и это увлажнение возвращает эластичность пересохшим материалам. Итак, проделана работа: — разобранные детали ошкуриваем- проверяем грунт на «сыпучесть» и удаляем отслоившиеся участки, ссобо большие трещины расширяем еще больше, чтобы после все хорошенько зашпаклевать; -наносим несколько тонких слоев пшаклевки телесного цвета (цвет подбирался путем проб и ошибок, в идеале – приближенный к цвету базового покрытия), тон немного менее желтый чем необходим, и немного светлее чем нужно – при высыхании он потемнеет; -каждый нанесенный слой высушивался, зашкуривался и шлифовался:

5.Этап:грунтовка, финишная покраска и закрепление краски лаком.

Готовые детали протираем губчатой салфеткой – удаляем частицы шпатлевки иначе получим дефект окраски. На палку вешаем проволочные крючки, на которых будут сушиться «детали тела». После выравнивания и устранения следов сколов, на всю поверхность торса и ног нанесена грунтовка для устранения микротрещин. Затем мокрой губкой с очень мелкой пористостью нанесено несколько тонких слоев тонированной акриловой краски. Каждый слой просушивался, потом наносился новый (10-15 слоев). Сушка краски в подвешенном состоянии на крючках — сутки каждый слой. Сверху – покрытие двумя слоями матового акрилового лака. Сушка лака в подвешенном состоянии на крючках – 2 суток на каждый слой.


Хотя у куклы и не было повреждений на руках, руки также были задействованы в работе для того, чтобы выровнить цвет всей куклы, а также укрепить рыхлый, ветхий слой старого покрытия на руках.
В результате кукла приобрела такой вид:

Заказчику хотелось бы посоветовать после такого кардинального перекраса
туловища, рек и ног, какое-то время (может быть, даже в течение месяца-
двух) ничего на куклу не одевать, не допускать ее соприкосновения с тканью,
чтобы акриловый лак (который, к сожалению, сохнет долго) как следует высох
и закрепился окончательно.

Хочется поблагодарить замечательного мастера Краснову Наталью
Александровну за столь качественную работу. Наша куколка уже
не молода, ей более 50! лет, и около 30 из них она просидела в шкафу
из-за отсутствия глазок. Наталья, Вы подарили нашей девочке
вторую жизнь, огромное Вам СПАСИБО!!! Если в дальнейшем возникнет
необходимость кукольной реставрации, то только к Вам.
Анастасия и Роман

МК: Реставрация куклы по имени Катя.

Мир разнообразен и прекрасен и он таков, каким он есть, а люди, в силу своей индивидуальности, видят его каждый по-своему. Вернее, я бы сказала просто видят разные его грани и через призму своей культуры, мировоззрения и понимания. Для кого-то старая кукла — это отжившая свой век ветошь, а для другого человека — это память о родителях, воспоминания о детстве и каких-то удивительных историях, которые могут повториться с их детьми, но уже немного иначе…Как раз такая кукла и попала ко мне в руки. Кукла, которая была когда-то хорошим другом для маленькой девочки Юли и досталась ей от её мамы. И мама и дочь в очень любили куклу Катю, каждая в своё время, а теперь Юля хотела бы передать её своим сыновьям, но скорее всего уже не им, а желательно внучкам)). Но Кате уже очень много лет. Создана она была в 60-е годы ХХ-го века на Подольской фабрике игрушек. И за долгие годы её жизни повидать и испытать ей пришлось немало. Сделана кукла из композитного папье-маше с опилками и перетянута резинкой. Итак… Когда Юля была маленькой девочкой, ей подарили куклу, которую она позже назвала Катей. Кукла девочке понравилась с первого взгляда, но чтобы проверить как она устроена Юля ткнула двумя пальчиками в глазки куколке, от чего (так уж вышло) они провалились внутрь головы (может погода была влажная и гипс, удерживающий механизм глазок отсырел, может ткнула сильно, нам то неведомо наверняка, но факт — они внутри). Конечно девочка Юля очень расстроилась и заплакала, осознавая, что она натворила. Папа, чтобы успокоить дочку, решил поправить положение и вероятно какой-то пилой (судя по следам надреза на затылке куклы) вскрыл кукле голову и вставил как смог глазки, а вырезанную часть затылка приклеил обратно столярным клеем. Получилось не очень аккуратно, но куклу все равно очень любили и играли с ней довольно часто (судя по количеству трещин и сколов и тому, что дырочки возле крючков шарниров очень большие). К тому же девочка Юля никогда не слышала, как кукла Катя говорит а-а-а-а, когда её опрокидывают на спину — пищик (устройство внутри куклы для издавания разных звуков) было сломано еще до неё. Как мне сказала Юля, куклу реставрировали лет 35 назад (и судя по наслоения краски и гипса — предположу, что залепили довольно много волос и уши очень сгладили, почти убрав рельеф за ушами, и пальцев на ногах было почти невидно — все это выяснилось уже после того как я сняла краску и начала ошкуривать поверхность тела куклы).

Задача: 1. Краска во многих местах пощербилась и отпала 2. множественные трещины мелкие и довольно глубокие 3. тело почти распалось по швам (не знаю как оно еще держалось - почти распалось в руках) 4. на правой руке не было мизинчика 5. глаза не родные, механизм намного шире необходимого и поэтому проволочки были согнуты под углом, за счет чего у куколки было косоглазие (но эти глаза уже и помнились нынешней хозяйке, как родные, поэтому решено было их оставить, только исправить косоглазие и вставить новые реснички) 6. пищик нерабочий 7. дырочки во всех суставах были очень большие, так что шарниры с крючками провалились вовнутрь 8. резинка растянулась и только соединяла части тела, чтобы они не потерялись.

Вот то, что мне предстояло исправить. Я не реставратор и с такой работой столкнулась впервые, поэтому время не совсем рассчитала))) Думала, управлюсь за недельку, в итоге растянулось это на три). Вот так кукла выглядела, когда попала ко мне:

Начинаем разбирать на запчасти:

Так выглядела голова куклы внутри и снаружи:

А вот тело куколки, раскрытое пополам по шву:

А вот и сама пищалка по запчастям (тканевый воздушный мешок с картонным донышком, глиняный грузик с отверстием для подачи воздуха и пищиком, ну и картонный тубус и крышечка):

Так выглядел пищик — вогнутая пластмасска определенной формы с примотанным к ней железным язычком. Воздух проходя через это нехитрое устройство создавал колебание и издавал звук.

В общем я все полностью разобрала почистила и собрала воедино и устройство заработало))), чему я очень обрадовалась….. :-)

Глазки.. до:

Глазки после обработки. Пришлось их просто разъединить и склеить заново с помощью папье-маше, иначе никак не получалось сделать их на адекватном расстоянии и без косоглазия:

Итак, преступаем к реставрации тела куклы, поскольку внутренние части куклы уже готовы к монтированию. Для начала надо было снять всю краску с куклы, потому что если просто замазывать трещины, то все равно были бы очень заметны переходы по цвету и неровностям поверхности, да и держалось бы хуже. Краска держалась намертво — красили на славу))) Поэтому снимала я краску с помощью строительного фена, наждачной бумаги и ножа для бумаги. Особо большие трещины расширяла еще больше, чтобы после все хорошенько зашпатлевать папье-маше — так надежнее. маленькое отступление и небольшой мастер-класс в одном флаконе)

Рецепт папье -маше:

Берем три лотка из-под яиц и рвем их на мелкие кусочки; заливаем кипятком и оставляем под крышкой часа на 3-4.

После этого отцеживаем воду и получившуюся массу взбиваем на блендере или в миксере или руками вымешиваем до получения однородной массы:

Добавляем мучной клейстер (сваренный на паровой бане при постоянном помешивании мучной клей: 100 мл воды три ст. л. без горы муки; варить и мешать, пока не пожелтеет равномерно) и три хороших столовых ложки клея ПВА, можно еще столярного добавить при желании. Опилки я не стала добавлять, но можно.

Снова вымешиваем до однородной, немного липкой массы, довольно приятной в лепке и очень крепкой после высыхания. Крепость как у мягкого дерева, например, липы.

Храню я его порционно небольшими шариками, обмотанными в пищевую пленку в морозилке) Надо — вытащил, разморозил и слепил что-нить интересное))) Только слои папье-маше должны быть не очень толстыми, иначе оно будет долго сохнуть, да еще и может заплесневеть.

Почти пирожные)))

Этой свежеприготовленной массой заделываем все большие трещины и сколы куклы и формируем недостающий пальчик и проемы в шарнирах. После высыхания массы — все ошкуриваем наждачной бумагой до максимальной ровности поверхности. При необходимости можно либо еще слоями папье-маше выравнивать поверхности, либо немного зашпатлевать с помощью гипса:

После того как все тело куклы зашпатлевано и хорошенько ошкурено, его надо подготовить под покраску и убрать микротрещины с помощью грунтовки. Я использовала акриловую грунтовку. Она имеет хорошую сцепку и очень крепкая и долговечная:

Теперь наступил самый интересный этап)) РОСПИСЬ! Но роспись этой куклы отличается от той, которую я делаю своим куколкам. Тут нужно было соблюсти определенные исторические особенности, что я и попыталась сделать. Что правда кукол на фабрике окрашивали, окуная в краску, а я окрашивала в несколько слоев с помощью кисти и тампонирования губкой. Сначала слоев 5 прошлась мягкой кистью. чтобы закрасить все выемки и впадины и придать ровный тон кукле (кисть нужно постоянно макать в воду, чтобы акриловая краска легла ровно и мягко и не видно было следов от кисти), а потом аккуратно губкой с очень мелкой пористостью нанесла еще пару слоёв краски. Ну а потом роспись ресничек, бровей, губки с зубками и волосики) Чтобы защитить вставленные заранее в голову глазки, я одела на них небольшие бумажные конвертики, заклеенные сверху бумажным скотчем. А после окончательной окраски и лакировки сняла их.

Так выглядела куколка после росписи:

А вот и ручки с целыми и окрашенными пальчиками:

приступаем к последнему этапу работы над куклой — лакировка. Лак я выбрала полу глянцевый яхтенный. Он дает максимальную крепость, износостойкость и водонепроницаем. В общем хорошо подходит нам). Лакировала разведенным 50 х 50 раствором лака и разбавителя в 10-12 слоёв, может больше)) первые слоев 8 ошкуривала и полировала, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Потом поверхность уже выравнивалась хорошо. Лак дал слегка желтоватый приятный оттенок старины кукле. Сушка:

Куколку осталось только собрать воедино на резинку. Плоские резинки растягиваются быстрее, чем с круглым сечением. Вот на такой канатик-резинку я и собрала куколку:

Перетяжка куклы делается в два приёма: соединяются одной веревочкой голова-ноги, а второй руки и получаем подвижную готовую куклу по имени Катя:

На следующей иллюстрации кукла до и после реставрации (вернее сверху — после реставрации, а снизу — такая, какая она попала ко мне):

Вот такая история)))) Не могу сказать, что я абсолютно правильно и хорошо отреставрировала куклу, но я постаралась сохранить её первоначальный облик и сделать так, чтобы она прожила еще очень долгую и минимально подверженную травмам жизнь). Надеюсь, у меня это получилось)

Наконец-то дочка доросла до того возраста, когда можно от души поиграть в куклы. Я, предчувствуя радость встречи со старыми приятелями, достала свои нежно любимые в детстве игрушки. Но теплые воспоминания о сладких снах в обнимку с обожаемой куклой сменились едким разочарованием и стыдом: что же я сейчас покажу ребенку? У куклы Тани вырваны ресницы с одного глаза, и поэтому глаз как-то странно закатывается, а у куклёнка Вани оторвана нога. Ну, конечно, после меня их нещадно эксплуатировала младшая сестра, а потом и племянник оставил на них следы своего бесшабашного детства. "Так не пойдет, надо их привести в нормальное состояние" - решила я.

Вопрос о попытке починить игрушки самостоятельно отпал тут же, не умею вставлять пластмассовые ресницы в кукольные глаза, поэтому и начались мои поиски кукольной мастерской. Сразу представился такой добрый Доктор Айболит, который без особых забот и хлопот пришьет ножку моему закадычному пупсу и вылечит глазик несчастной Тане. Не тут-то было, оказалось, что найти кукольную мастерскую не так-то просто. Интернет-поисковики пересылали на магазины игрушек, а люди на форумах на вопрос о кукольных мастерских предлагали все же самой заняться реставрацией. Кстати, многие родители не спешат расставаться со сломанными игрушками и тоже ищут игрушечных дел мастеров. Многие ищут, но далеко не все находят. Итак, где же в Москве можно починить любимую игрушку?

Ремонт винтажных игрушек

"Кукольник" - виртуальная мастерская, реального адреса она пока не имеет. Но на сайте можно написать мастерам, а потом и встретиться с ними. Удобен сайт тем, что дает полную характеристику всех имеющихся услуг и их стоимость, так что можно сразу понять, что нужно сделать в каждом конкретном случае и сколько это будет стоить.

Кукольные доктора могут приделать отваливающиеся руки-ноги и прочие жизненно важные органы, заменить кукле волосы и сделать красивую укладку, поменять набивку, починить пищалку, вычистить старые пятна, докрасить стершиеся элементы и пошить новую одежду. Получается, что "Кукольник" - это и больница, и салон красоты, и ателье для игрушек. Чинить берутся и новые игрушки, и старые - главное, что любимые.

Если же хочется открыть в себе талант кукольника и отремонтировать куклу собственными руками, а,возможно, в будущем создать и собственную мастерскую на радость многим родителям, то надо исследовать вопрос с кукольными запчастями. Как бы устрашающе это не звучало, но придется искать подходящие глаза, ресницы, руки, ноги, волосы. Магазинов, где продается шкура Чебурашки или парик для Мальвины, гораздо больше, чем кукольных мастерских, поэтому, наверное, многие родители сами берутся за иголку и клей. К тому же сейчас очень модно создавать собственные авторские куклы, в Интернете существует масса форумов по этой теме, где не проблема найти и подробный мастер-класс, и получить дельный совет от опытных мастеров.

Для ремонта электронных игрушек нужны совсем другие виды мастерских. Чаще всего в таких игрушках ломается именно электронная начинка, бывает, что и батарейки окисляются и заливают контакты. С такими повреждениями к кукольнику не пойдешь, а вот в мастерских по ремонту электротехники смогут привести такие игрушки в первозданное состояние.

В мастерской по ремонту телевизоров "Элемонт" о возможности починить электронные игрушки прописано в перечне услуг. Но и в других ремонтных мастерских, специализирующихся на починке бытовой техники, стоит попытать счастье.

Радиоуправляемые игрушки любят дети и взрослые, особенно папы. Сейчас такие игрушки особенно популярны, в чем несложно удостовериться во всех столичных парках, где по лугам, прудам и тропинкам рассекают миниатюрные танки, катера и внедорожники, а в небо взмывают игрушечные вертолеты.

К сожалению, эти совсем уж недешевые игрушки имеют повышенную аварийность, и озаботиться темой ремонта таких моделей стоит сразу же после покупки. Но в отличие от других видов игрушек, радиоуправляемые модели много, где чинят. Подходящие мастерские расположены обычно при магазинах, где продают радиоуправляемые модели.

Читайте также: