Голландская мельница не мелет зерно, она откачивает воду. Мельница и голландский менталитет. Ветряные мельницы нидерландов Мельницы нидерланды

10.05.2012 - 19:00

Каждый год 10 мая голландцы празднуют день ветряных мельниц, которые наряду с тюльпанами, каналами и сыром являются визитной карточкой страны. В этот день для туристов и местных жителей открываются около 600 из 1000 сохранившихся в стране ветряных мельниц.

От простого к сложному

Слово «мельница» ассоциируется у нас с запахом свежего хлеба, и это справедливо - традиционной функцией мельниц была именно переработка зерна. Но мельницы как таковые появились не сразу. Первыми приспособлениями для перемалывания зерна были ручные жернова в виде двух круглых камней с отверстием посередине. Верхний круг двигался относительно нижнего, и, регулируя зазор между ними, можно было добиться разной тонкости помола. Не стоит и говорить, что такой способ был малопроизводительным и крайне трудоемким.

Следующим этапом было создание ручных мельниц. Здесь по-прежнему требовалось применение физической силы, но верхний жернов приводился в движение целой системой колес или шестерен, что значительно увеличивало скорость вращения и производительность.
Менее компактными, но более мощными были конские мельницы, где вместо человеческой силы использовались лошадиные. И лишь после этих шагов человек научился использовать энергию воды и ветра - появились водяные и ветряные мельницы.

Ветряные мельницы гораздо старше, чем можно было бы предположить на первый взгляд. По некоторым данным первые ветряки появились в Персии во времена калифа Омара, то есть за шестьсот лет до Рождества Христова. В Европе эти конструкции, претерпев минимальные изменения, появились значительно позже - не раньше X-XI веков, но в некоторых странах сохранились до наших дней. Одной из таких стран, где еще помнят и чтят эти сооружения, является Голландия.

Козловки и голландки

Не случайно одна из конструкций ветряных мельниц получила название голландской. Но до появления голландских или шатровых мельниц повсеместно были распространены козловки, или столбовые мельницы.

Мельницы столбовой конструкции - квадратные сооружения, высотой 8-12 м, на которых крепились крылья, приводимые в движение ветром. Для того чтобы подстроиться под направление ветра и обеспечить наиболее эффективную работу системы, требовалось поворачивать все сооружение при помощи специального приспособления - козел. Отсюда и название. Мало того, что такие манипуляции требовали много усилий, так еще и после каждого поворота приходилось заново настраивать жернова.

Более выгодной конструкцией стала голландская, или шатровая мельница. Такие ветряки строили не менее чем в 3 яруса, то есть до 18 м высотой. Это позволяло укреплять на них более длинные крылья, а значит, и повысить мощность мельницы. Но главным плюсом шатровых мельниц было отсутствие необходимости поворачивать все сооружение целиком - на неподвижном корпусе располагалась так называемая шапка - подвижная башенка, которая легко поворачивалась и подстраивалась под направление ветра. Правда, эти мельницы требовали большего вложения денежных средств, поэтому, не смотря на очевидно более совершенную конструкцию, не вытеснили своих менее «продвинутых» конкурентов.

Не хлебом единым

После краткого знакомства с различными конструкциями мельниц следовало бы задаться вопросом, почему именно в Голландии они получили такое широкое распространение и сыграли столь значительную роль. Неужели эта небольшая страна, расположенная ниже уровня моря, производила столько зерна, что потребовалось строить такое количество мельниц?

Нет, просто следует вспомнить, что ветряная мельница - это не только маленькое мукомольное предприятие. Энергию ветра можно использовать в самых различных целях, и голландцам это было хорошо известно. Кроме мукомольных были красильные, масляные, горчичные и пильные мельницы. Именно для лесопилки была построена в Петербурге ветряная мельница, конструкцию которой Петр I лично изучил у голландских мастеров.

Сегодня в Голландии в Заансе Сханс сохранилась последняя мельница для производства бумаги. В былые времена высокое качество бумаги, производимой в этом регионе, обеспечило огромный экспорт этой продукции. Знаменитая американская «Декларация Независимости» была напечатана именно на голландской бумаге.

Кроме своего прямого назначения мельницы были и неким способом передачи информации: располагаясь на возвышенных местах, хорошо видные со всех сторон они были подобны сигнальным башням. Во время Второй мировой войны участники голландского сопротивления с помощью мельниц сообщали пилотам английских самолетов о местоположении немецких частей. Также по положению крыльев мельницы можно было узнать новости в семье мельника. Обычно работу заканчивали остановив крылья в положении креста. Если же крылья были наклонены в одну из сторон, то это могло говорить о появлении в семье хозяина ребенка, или, наоборот, о печальном событии.

Борюсь и выплываю!

Но главной особенностью использования мельниц в Голландии было применение их на дренажных работах. Девиз на голландском гербе «Борюсь и выплываю!» как нельзя более точно выражает суть выживания в Голландии. Каждая пядь земли, отвоеванная у моря - это сокровище, а мельницы - как раз то оружие, при помощи которого это было сделано. Сотни ветряных мельниц были выстроены вдоль каналов, объединены в сложные системы для осушения польдеров и контроля за уровнем воды. Польдерами называют участки низменностей, подвергшихся осушению и защищенных от моря дамбами.

Впервые система мельниц для откачки воды была спроектирована в XVI веке Яном Лигвотером. Он предложил соединять валы ветряных мельниц с насосами Архимеда. Мощности одного такого насоса не хватало, чтобы поднять воду на достаточную высоту, поэтому мельницы объединялись в единый комплекс и последовательно перекачивали воду через разноуровневую систему параллельных каналов. Одну из таких действующих систем можно до сих пор увидеть небольшой деревушке Киндердейк примерно в 15 км от Роттердама. С 1997 года Киндердейк был помещен в список Мирового Наследия ЮНЕСКО.

Система из 19 мельниц функционирует в туристический сезон и является одной из главных достопримечательностей на юге страны. Мельницы расположены друг напротив друга: круглые кирпичные мельницы осушают реку Нидерваард, а на другой стороне восьмиугольные мельницы держат под контролем Одерваард.

Также ветряные мельницы помогали защитить вновь созданные польдеры от разрушительного действия приливов. Хитроумная система поплавков в каналах была соединена с ветряной мельницей. Как только уровень воды становился выше нормы, сигнальная система срабатывала, и мельницы начинали откачку воды. Сейчас эти функции взяла на себя компьютерная система оповещения, а для откачки воды построены мощные насосы.

При помощи двух таких современных насосных станций после полугода непрерывной работы был осушен крупный польдер Вирингермер площадью более 20 тысяч га. Вообще достижения голландцев в этой области поражают: на месте залива Зейдерзе к 1980 году возникла суша площадью более 2300 кв км. На этой территории поселились около 70 тысяч человек. Суммарно за последние шестьсот лет площадь страны увеличилась на 10%. Говоря словами Вольтера, «Бог создал землю, а голландцы пристроили к ней Голландию». А помогли им в этом ветряные мельницы.

  • 3239 просмотров

По пути из Амстердама в Брюгге, мы проехали мимо Роттердама, и заехали в местечко Киндердейк.



Почти половина территории Нидерландов (Голландии) была отвоевана у воды с помощью плотин и ветряных мельниц, приводящих в действие насосы для откачивания воды и осушения участков вблизи плотин.



Примерно в 1740 году для осушения польдеров (осушенные и возделанные низменные участоки побережья) в Киндердейке была построена система из 19-ти ветряных мельниц. Эта группа мельниц является на данный момент крупнейшим сосредоточением старинных ветряных мельниц в Нидерландах. Ветряные мельницы в Киндердейке являются одной из самых популярных туристических достопримечательностей в Нидерландах.



Система работала не очень хорошо. Периодически землю затапливало. Кстати в 1927 году в место мельниц построили дизельную насосную станцию. А вовремя второй мировой войны мельницы опять сослужили во благо Нидерландов - топливо для станции не хватало.



Обратите внимание, что все мельницы имеют поворотную башню, что бы иметь максимальный КПД независимо от направления ветра.



Но все мельницы Киндердейка находятся в нерабочем состоянии. Как видно на фото - на лопастях нет натянутого материала. Мельницы в рабочем состоянии можно посмотреть в Заанстаде.

Ветряные мельницы Заанстада



Как я уже писал, мы пытались добраться до Zaanstad"а на велосипедах , но волею судьбы у нас это не получилось, и мы доехали до этого туристического центра на автомобиле. Заанстад примечателен тем, что там находиться музей под открытым небом Зансе-Сханс, одно из лучших мест в Нидерландах, чтобы увидеть ветряные мельницы в рабочем состоянии.



Производственная деятельность местечка обусловлена в основном наличием ветра и мельницы времен XVII века были современными фабриками. В старые времена тут функционировало около 1000 (!!!) мельниц, но до наших дней дожило только 13. Многие мельницы действуют по сей день! На одной измельчают горчицу, на другой какао-бобы. Продукцию мельницы можно купить непосредственно в самом здании ветряной машины.



Все части мельницы, выполнены из дерева. Кстати говоря, у мельниц есть поворотная башня! Она служит для того, что бы развернуть лопасти под оптимальным углом к ветру, и получить максимальную производительность.



Местечко Зансе-Сханс (Zaanse Schans), знаменито еще тем, что там обучался корабельному мастерству русский царь, новатор Петр I. Дом, в котором жил государь деревянный, в настоящий момент одет в каменную конструкцию. Мы до него, к сожалению, не добрели. Но жил в нем Петр Великий всего неделю. Кстати одной из причин, почему Голландия стала могучей морской державой, приводиться то, что один мастер придумал при помощи мельниц изготавливать доски, для производства кораблей. Якобы это сократило затраты на постройку судов в 40 раз!!!



Вокруг мельниц находятся пастбища, на которых пасется различная живность. Пасторальные картины, куда не глянь. Только и успевай щелкать затвором. Кстати Заанстад как был, так и по сей день остается промышленным центром, на заднем плане фотографий, неподалеку от туристического места можно увидеть современные заводы.



В общем, это еще одно место в Голландии, которое обязательно нужно посетить. Теоретически в отсутствии сильного ветра и при хорошей погоде из Амстердама туда можно добраться на велосипеде.

Мельницы.Голландские ветряные мельницы - символ борьбы с морем. - ч.6.

Голландия — это постоянная борьба со стихией — каналы, валы, дамбы, свайные дома. На каналах стоят ветряные мельницы. У большинства россиян мельница ассоциируется с чем-то сугубо патриархальным — деревенское утро, запах свежего хлеба, пасущиеся у речки гуси, ну и далее в том же роде. Едва ли при упоминании мельниц у кого-то в голове возникнут эпитеты типа «индустриальный прорыв» или, например, «триумф инженерной мысли» — а зря, поскольку именно так нужно бы охарактеризовать значение мельниц для Голландии. В Нидерландах мельницы не для того, чтобы молоть муку. Здесь мельницы стали оружием, позволившим силам суши одержать над силами воды первую серьезную победу. Но давайте по порядку...Самые первые ветряные мельницы называли "козловками". А постройка деревянных домиков являлось основой для строительства корпуса мельницы. Весь корпус мельницы мог легко поворачиваться по всей своей оси. Механизмы сооружения располагались у наветренной стороны, это обеспечивало центрирование мельницы. Снизу к деревянным балкам крепился довольно большой брус (дышель), с его помощью ветряная мельница могла поворачиваться. Вращение с большого основного вала передавалось на шестерни мельницы с таким расчетом, что бы за один оборот основного вала жернов делал от семи до двенадцати оборотов. Потом появились более современные ветряные мельницы, имеется в виду: голландские мельницы или шатрового типа. При работе таких ветряных мельниц, весь корпус будет стоять на месте, а по ветру будет поворачиваться лишь верхняя часть с большим основным валом. Таким образом приводили в движение уже несколько жерновов и были намного производительнее. Дышель размещали с обратной стороны ветряной мельницы, для того чтобы ветряк поворачивался по ветру. Наиболее активное применение ветряные мельницы нашли в Голландии, это связано её природными и климатическими условиями, так как в дано стране существует необходимость в откачивании воду с низинных районов. Ветряные мельницы являются прообразом, бабушками современных пропеллерных ветрогенераторов (ветряков), более того, первый электрический ветрогенератор был постоен на базе ветряной мельницы. Ежегодно 10 мая голландцы празднуют день ветряных мельниц , которые наряду с тюльпанами, каналами и сыром являются визитной карточкой страны. В этот день для туристов и местных жителей открываются около 600 из 1000 сохранившихся в стране ветряных мельниц.

Поль Жозеф Константин Габриэль. Мельница на польдерном канале .1889

Слово «мельница» ассоциируется у нас c запахом свежего хлеба, и это справедливо - традиционной функцией мельниц была именно переработка зерна. Но мельницы как таковые появились не сразу. Первыми приспособлениями для перемалывания зерна были ручные жернова в виде двух круглых камней с отверстием посередине. Верхний круг двигался относительно нижнего, и, регулируя зазор между ними, можно было добиться разной тонкости помола. Не стоит и говорить, что такой способ был малопроизводительным и крайне трудоемким.

Haes, Carlos de Голландская мельница

Haes, Carlos de Ветряная голландская мельница

Следующим этапом было создание ручных мельниц. Здесь по-прежнему требовалось применение физической силы, но верхний жернов приводился в движение целой системой колес или шестерен, что значительно увеличивало скорость вращения и производительность. Менее компактными, но более мощными были конские мельницы, где вместо человеческой силы использовалась лошадиная. И лишь после этих шагов человек научился использовать энергию воды и ветра - появились водяные и ветряные мельницы. Ветряные мельницы гораздо старше, чем можно было бы предположить на первый взгляд. По некоторым данным, первые ветряки появились в Персии во времена калифа Омара, то есть за шестьсот лет до Рождества Христова. А ще раньше они появились в Китае. В 12 веке Европа построила первую ветряную мельницу для помола зерна. А к 14 столетию в Голландии началось использование энергии ветра для откачивания воды с полей, ведь большая часть Голландии находится ниже уровня моря и часто затапливается. Частично это позволило Голландии быть одной из самых богатых стран на то время. В более засушливых регионах Европы ветер подавал воду на поля для орошения земли.

[:RU]С давних времен Голландия отвоевывала у моря землю. В борьбе с водой голландцам пришлось стали очень инновационными. Они построили дамбы, укрепления и не в последнюю очередь использовали силу ветра и водяные мельницы для отвоевания новых участков земли. Известно, что первая водяная мельница появилась в Голландии в восьмом веке. Ветряные мельницы использовались для откачки воды из озер и болот и предотвращения наводнений. Сегодня, ветряные мельницы характерны для голландского пейзажа и являются символом голландской борьбы с водой.

Киндердайк (Kinderdijk) — являются самой известной группой мельниц и включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти девятнадцать мельниц дают представление о том, как в незапамятные времена в Голландии предотвращались наводнения. Kinderdijk является прекрасным, живописным местом.

Если вы хотите увидеть ветряные мельницы в Голландии, вы должны посетить заводы Киндердайк. Расположенные всего в 25 км от Роттердама, мельницы оставят у Вас хорошее впечатление и покажут удивительные картины, как жили в прошлом мельники и их семьи.

Знаменитые мельницы Киндердайк (Kinderdijk) в Голландии.

Мельницы Schiedam известны тем, что являются пятью крупнейшими ветряными мельницами в мире. Эти гигантские ветряные мельницы, некоторые высотой более 40 метров, играют важную роль в производстве Jenever (голландский джин). Вместо освоения земель и перекачки воды, эти мельницы имели промышленное назначение и использовались в традиционном деле – они мололи зерно.

Мельницы Schiedam

Мельницы Schiedam

Мельницы Schiedam.

Также очень интересно местечко Заансе Сханс. Здесь около 250 лет назад более 600 мельниц сформировали первую промышленную зону в мире. Мельницы выполняли широкий диапазон промышленных работ, таких как производство краски, горчицы, масла и бумаги. Сегодня это заповедник и музей под открытым небом, который привлекает тысячи посетителей каждый год.

20% территории Нидерландов находятся ниже уровня моря, а 50% территории выше уровня моря всего на один метр и менее.

Вся история Нидерландов – это история борьбы человека и моря.

И несмотря на самоотверженность и поразительное упорство народа, человек не всегда был победителем в этой бесконечной борьбе. Поэтому дренажная система имеет особо важное значение в Голландии.

Издавна жители нуждались в развитой системе управления уровнем воды, для того чтобы сохранять крупные районы от затоплений.
Для польдера Alblasserwaard эта проблема стала актуальной еще в XIII веке. Для того чтобы избавиться от избыточных вод, было вырыто большое количество искусственных каналов. Однако, в то время как осушенная почва только начала затвердевать, уровень реки повысился за счет речного песка. Через нескольких столетий потребовался новый способ удержания польдеров сухими. В связи с чем было решено построить ряд ветряных мельниц, способных закачивать воду и удерживать ее во внутреннем бассейне на промежуточном уровне между уровнем польдеров и уровнем воды в реке. Эти мельницы хорошо сохранились и по сей день и расположены они в местечке Киндердейк недалеко от Роттердама.
Парковка на въезде платная – 5 евро независимо от длительности. Вход на территорию ветряного парка бесплатный. Но поскольку иного удобного способа, кроме как на машине, добраться сюда как бы и нету, то плата за парковку является замаскированной платой за вход. Хотя наверное из Роттердама вполне можно приехать на велосипеде, расстояние там примерно 20-25 км. На входе висит красивый и подробный план объекта, такой же план вручает парковщик после принятия денег за парковку.
И хотя место туристическое, тут очень красиво и необычно. Гулять тут одно удовольствие. Самая настоящая Голландия – плоская до горизонта местность, много воды, много мельниц, одна из которых даже крутится! То место, где сложившийся стереотип совпадает с окужающей реальностью:)
Все эти ветряные мельницы использовались не для получения муки, а для перекачки воды. Энергия ветра через систему валов и зубчатых колес передается на водяное колесо, которое за счет вращения перекачивает воду из одного канала в другой, дальше вода поступает в реку, уровень которой тут выше поверхности земли. Существуют физические ограничения по высоте, на которую одна мельница может поднимать воду, поэтому мельницы часто устанавливали каскадами – каждая последующая мельница поднимает воду выше предыдущей. В ХVI веке подобная технология была настоящим прорывом и позволила решить извечную проблему дренажа. Уж чего чего, а ветра с Северного моря в Голландии предостаточно.

Мельницы сохранились превосходно, а может быть просто отреставрированы.


На этом фото хорошо виден подвод воды к мельнице.


Эта мельница действующая, лопасти вращаются и туда можно зайти посмотреть, как это все работает.


За вход надо отдать несколько евро.


1738 год! Лопасти вращаются со свистом, чувствуется мощь энергии ветра. Если такая заденет человека, то мало не покажется!


Для установки оптимального положения ветряного колеса в зависимости от направления ветра, верхняя часть мельницы может поворачиваться при помощи специального механизма. Внутри тоже интересно, все вращается и работает, внизу слышен шум воды – мельница качает воду. В помещениях воссоздана обстановка ХVIII века.

Входной канал


Большая часть территории Нидерландов такая – равнинная.




В наши дни вместо ветряных мельниц используются электрические или дизельные насосные станции, которые круглосуточно откачивают воду. Удивило, что на этой насосной станции насосы приводятся в действие не элетромоторами а дизелями наподобии судовых или тепловозных. Дорогое это наверное удовольствие, качать воду дизелями у которых ограниченный моторесурс, да и топливо в наше время стоит не дешево. Хотя вполне возможно, что это всего лишь резервная станция, которую включают в работу, когда основные не справляются, либо если вдруг появляются перебои с электричеством.

Читайте также: